Супруги Кычкины из села Ытык-Кюель в свободное от работы время увлекаются пчеловодством и получают за это деньги. Начав заниматься производством меда, они набили достаточно шишек, зато получили опыт. Теперь Гаврил Кычкин и его жена Сардана делают все, чтобы выпустить качественный и узнаваемый продукт. Об этом они рассказали проекту «Жизнь в районах».
Главе семьи Гаврилу 33 года. Он родился в селе Боробул тогда еще Алексеевского района. Окончив в 2001 году школу, поступил в ЯГСХА и получил специальность агронома. До того, как заняться пчеловодством, пробовал себя в разных должностях.
Февраль 2016 года для Кычкина стал особенным месяцем. В управлении сельского хозяйства Таттинского улуса он заменял специалиста, ушедшего в отпуск, тут позвонил знакомый: «В ЯГСХА из Татарстана приедут специалисты по пчеловодству и проведут специальный семинар. Не хочешь участвовать?» Интерес к этому делу у Гаврила Сергеевича действительно был. И он принял решение, которое перевернуло его жизнь.
Работяги из улья
У Кычкина необычная точка зрения на использование пчел. «По сути, это бесплатная рабочая сила, которой не надо платить, а только создавать условия для существования, размножения и труда. Это плюс, ведь, например, доярку или пастуха иногда нужно просить лучше выполнять свое дело. Пчелы же целенаправленно работают каждый день», — объяснил он свой выбор.
На первый взгляд, жизнь пчел хаотична, их можно сравнить с муравьями. Присмотревшись, наш герой понял, что главную роль играет матка, одни пчелы приносят нектар, другие — пыльцу, третьи кормят расплод, охранники следят, чтобы внутрь не проникли осы и муравьи, уборщики выносят наружу мусор. Маленькая империя, помещающаяся в одном улье, ведет жизнь по принятым здесь правилам.
Неудачный опыт
Поскольку в 2016 году постоянной работы у Гаврила не было, он написал бизнес-план по разведению пчел и получил 200 тысяч рублей на развитие собственного дела. Позже в родном Боробуле Кычкин стал специалистом сельского хозяйства и агрономом СХПК «Победа». Однако энергии молодого отца хватило и на предпринимательство.
Гаврил открыл частное хозяйство, купил в Татарстане восемь пчелиных семей, специальное оборудование и одежду. На первых порах начинающий предприниматель часто ошибался, несмотря на то, что постоянно смотрел в YouTube видеоприложение «Пасека» и советовался в ватсап-группе пчеловодов.
Первое ЧП случилось еще во время доставки в Якутск. Один из ульев так растрясло, что половина его обитателей оказалась раздавленной, а оставшиеся просто задохнулись. Но отступать не имело смысла.
Один улей Кычкин установил во дворе, семь — в нескольких километрах от Ытык-Кюеля. Вскоре начались неприятные открытия. Во время роения матка улетела в неизвестном направлении и увлекла за собой часть пчел. Производительность жужжащих работников при этом на порядок сократилась. На семинаре в ЯГСХА предупреждали, что такое может случиться, но, видимо, наш герой из тех людей, кто учится на собственных ошибках.
200 тысяч — на ветер
В первый год Гаврил лишился всех пчел, понадеявшись, что они удачно перезимуют. Однако ульи пустели один за другим, и двенадцать килограммов полученного меда только слегка подсластили горькую пилюлю потерь. В трудный момент Кычкину помогло философское отношение к жизни. «Люди открывают ресторан или магазин на несколько миллионов рублей и становятся банкротами. По сравнению с ними я потерял не так много, буду продолжать начатое», — успокаивал он себя.
На самом деле, впору было приуныть, ведь 200 тысяч рублей оказались практически выброшенными на ветер. Знакомые сочувственно качали головами: «Совершенно невыгодным бизнесом парень занялся». Если бы жена Сардана завела такие же разговоры, наверное, супруг попробовал себя в чем-то другом. Но любимая женщина поддержала его.
Семейный подряд
Сардана работает в районной библиотеке, а в свободное время помогает мужу с пчелами. Старшая дочь, десятилетняя Айсена, написала сочинение про них. Рассказ получился настолько хорошим, что классный руководитель пришла к Кычкиным посмотреть на пчелок, попросив ее продолжать свои наблюдения. Девочка уже вносит свой вклад в дело развития семейного бизнеса — помогает отцу убирать ульи. Шестилетних двойняшек Кюнней и Урана к пасеке пока не допускают, но это вопрос времени.
В этом году Кычкины купили пчел на Алтае, и только на один улей. Оставшиеся семь пустых коробов пока хранятся в сарае. Учась на своих ошибках, предприниматель и его жена решили не рисковать и не оставлять пчел на зиму.
Чтобы больше не повторять обидные проколы, Гаврил съездил в Октемцы, где находится известная агрошкола. Учитель биологии Петр Федотов все нюансы пчеловодства объяснил ему простым и доступным языком.
Второй год работы с пчелами вышел удачнее первого. Во-первых, их удалось сохранить, во-вторых, меда получили больше. Знакомый нарисовал для Кычкиных эмблему их хозяйства в виде пчелки, основание тела которой напоминает хомус. Стараясь придумать собственную «фишку», теперь таттинцы добавляют в золотистый натуральный продукт землянику или смородину. Они верят, что все возможные ошибки уже совершили, теперь собираются начать свое дело, создав узнаваемый бренд. Мед расфасован в небольшие пластмассовые коробочки, осталось решить, за какую цену их продавать.
53 укуса за лето
Совсем без болезненных контактов с пчелами не обойтись. Ради интереса Кычкин фиксировал каждый случай, когда его жалили. За прошлое лето мужчина насчитал 53 укуса, причем 23 — за один раз.
Печальный урок Гаврил получил, когда поначалу вынимал мед вечером. Только потом он узнал, что в это время суток пчелы становятся особенно агрессивными, собравшись в одном месте.
В 2016 году у Кычкина заболела поясница, и он вспомнил, как однажды ему посоветовали: «На теле человека есть две точки, в которые нужно дать себя ужалить». Гаврил попробовал этот метод, и иглотерапия помогла, боль ушла, поэтому, купив новую партию, первым делом он еще раз полечился у пчел.
На вопрос: «Не собираешься ли лечить других людей?» Гаврил отвечает: «Прочитал, что в среднем из ста человек у пяти есть аллергия на пчел. Не хочу брать на себя ответственность, где гарантия, что ко мне не обратится такой аллергик?»
Перспектива
Как видим, начало бизнеса с пчелиным медом для Кычкина легким не получилось. Но в трудной ситуации таттинец проявил упорство и одержал первую маленькую победу. «Из полученного опыта, пусть и неудачного, можно и нужно извлекать пользу», — лично убедился Гаврил Сергеевич.
В 2018 году Кычкины купят минимум пять пчелиных семей. Значит, производство меда возрастет, а их жизнь в прямом смысле может стать слаще.
Источник: ЯСИА