История успеха
Жить на родной земле можно только став ее частью
8 декабря 2020

Оленеводство – древнейшее занятие коренных народов Севера. «Это больше чем профессия, это образ жизни», — считают оленеводы Момского района. Ведь оленеводству не может научить ни одно учебное заведение. Это навыки, которые дети получают, как говорится, с молоком матери.

Находясь в оленеводческих стадах рядом с родителями, бабушками и дедушками, дети приобретают знания и умения, накопленные поколениями. Умение пасти оленей в любую погоду, хоть в летний зной, или холодную зимнюю стужу. Умение ориентироваться в бездорожье, готовность к любым экстремальным ситуациям, которых в таежной жизни немало.

Одной из таких потомственных семей является оленеводческая династия Дьячковых. Сами супруги Екатерина Егоровна, которая является председателем оленеводческого хозяйства СХП РКО КМНС «Магир» и Дмитрий Христофорович – наставник хозяйства произошли от знатных династий оленеводов Дьячковых и Слепцовых. Сегодня Екатерина Дьячкова расскажет о жизни, быте и роли женщины в семье оленеводов.

— Екатерина Егоровна, расскажите о своей семье.

— Я родилась в многодетной семье потомственных Момских оленеводов Марии Семеновны и Егора Петровича Слепцовых. В семье нас было 12 детей, каникулы всегда проводили в оленеводческом стаде, рядом с родителями, братьями и сестрами. Родители с детства привили нам любовь к родному оленьему краю и бережно передали свои традиции. Отец и старшие братья рассказывали как, где и когда лучше пасти оленей, мама учила готовить и рукоделию.

После окончания школы я решила работать в оленеводческом стаде родного совхоза «Искра». К работе всегда относилась добросовестно, ответственно, понимая, что от каждого оленевода, чумработника зависит здоровье и жизнь оленей.

В нашей семье к оленеводству, так или иначе причастны все – старший брат Иннокентий Егорович долгое время работал освобожденным бригадиром в совхозе «Искра», братья  Яков Егорович председатель  СХП КРО КМНС «Негеин», Иосиф Егорович председатель КРО КМНС (эвенов)  «Саркичан», брат Спартак Егорович был первым ученым зоотехником по оленеводству, в период его работы в совхозе «Момский» проводился большой завоз племенных оленей с Красноярского края, Томпонского, Горного районов, проводилась бонитировка животных.

Муж Дмитрий Христофорович тоже родом из знатной династии оленеводов. Его брат Василий Христофорович долгое время работал директором оленеводческого хозяйства ООО «Букччан».

С мужем мы воспитали четырех детей – сын Максим наш главный помощник, работает бригадиром. Дочь Диана – чумработница, Алена – мастерица, шьет замечательные меховые изделия, младший Христофор учится в ЯГСХ. Сегодня нас радуют внуки, которые всегда приезжают в стадо с подарками, рассказами для бабушки и дедушки, а наша старшая внучка Сабрина учится в Намском педучилище на костореза.

— Сколько голов насчитывается в вашем хозяйстве?

— Дмитрий Христофорович, как бригадир умеет правильно организовывать работу оленеводов, находит к молодым особый подход, ставит цели и добивается стабильных производственных показателей.

Поголовье оленей насчитывает практически 1000 голов, из них важенок – 405, сыриц – 85. Сохранность взрослого поголовья составляет 84,6%, деловой выход тугутов – 69,3%.  За три последних года, несмотря на трудные зимовки 2016 – 2017 годов поголовье выросло на 200 голов. Это говоря сухими цифрами статистики, а за этими цифрами стоит каждодневный нелегкий труд всей бригады.

Наше оленеводческое хозяйство неоднократно занимало призовые места по выполнению производственных показателей, было награждено грамотами и благодарственными письмами.

— Как приучаете детей к нелегкому труду?

* Екатерина Егоровна улыбается, 

— Это происходит само собой. Наверное, личным примером, и за счет того, что в стаде всегда общаемся на равных с детьми и взрослыми, исподволь приучая к труду.

Мы более 20 лет являемся трудовыми наставниками в детском лагере «Оралчимна» при оленеводческом стаде, куда приезжают наши дети, внуки, дети из трудных семей. Здесь они с удовольствием знакомятся с бытом оленеводов, учатся жить в гармонии по отношению друг к другу, так и к природе. А не полюбить родную природу невозможно, тут такие красоты! Летом поражают белоснежные с голубым отливом наледи и контрастная яркая зелень, где так любят отдыхать олени от гнуса и мошкары. Зимой прекрасные горы, снежные просторы. Детей приучаем бережно относится к местам кочевки, перед отъездом всегда тщательно очищаем от мусора места стоянки, ведь через год нам же сюда возвращаться.

Дети любят узнавать историю родного края, легенды, песни, пишут стихи и рассказы, ведут блоги в Instagram.  Ребята, которые проводили лето в лагере, всегда запоминают эти насыщенные дни. Некоторые ребята идут работать оленеводами, как наши Анатолий Голиков, Руслан Алексеев, а Валентин стал зоотехником.

Кроме того, мы обожаем готовить как традиционные эвенские блюда из мяса и потрохов, так и любимые всеми пирожки, беляши, чебуреки, котлеты, динозаврики.

Екатерина Егоровна всегда с любовью и уважением относится к мужу. Действительно, Дмитрий Христофорович один из тех светлых душой людей, с которыми всегда приятно и увлекательно общаться. Глаза его лучатся теплом и добротой. В свои почти шестьдесят лет он производит впечатление крепкого и легкого человека. И дело даже не в том, что он сильный мужчина, способный неустанно, сутками напролет смотреть за стадом, а в том, что он почти физически излучает любовь к своему миру, не уставая радоваться каждому из его проявлений. Он прекрасный знаток местности, причем в таких деталях, которые не покажет никакая спутниковая навигация.

 

— Какая роль отведена женщине в оленеводстве?

— Испокон веков в тундре и тайге жили семьями, жен брали с дальних стойбищ.  Отношения в семье всегда были гармоничными, браки –устойчивыми, а роль женщины очень высоко ценилась. В семьях царили любовь, добро, взаимовыручка, уют, тепло.

В советское время во всех оленеводческих бригадах женщины всегда были рядом с мужчинами. Женщина вносит особый микроклимат в бригаду, хоть порой это и нелегко. Она помогает не только в организации питания, но и создает домашний уют, а порой заменяет мужчин на выпасе оленей. Ведь оленеводам приходится трудиться на морозе и в зной по 10-12 часов, но зато как приятно прийти усталым в палатку, где тебя с радостью встречают ароматным чаем, горячим наваристым супом, свежеиспеченным хлебом или оладушками и ласковыми расспросами. Да, женщине приходиться просыпаться раньше всех, а ложится позже остальных. Отремонтировать, высушить одежду, приготовить на заготовки на день грядущий… Женщина создает особый микроклимат в бригаде, способствует единению и взаимовыручке между членами бригады. Замечено, что если есть настоящая хозяйка чума, то и текучесть кадров в этих оленеводческих стадах намного ниже. Женщина в оленеводческой бригаде – это семья, дети, продолжение династии оленеводов.

— Как справляетесь с производственными заданиями?

— РКО «Магир» ежегодно работает над выполнением производственных показателей, придерживается всех зооветеринарных требований, добивается стабильных показателей по деловому выходу тугутов и сохранению взрослого поголовья.

Результат работы оленеводческого стада в большой степени зависит от бригадира, грамотности оленеводов, знания маршрутов, технологических особенностей выпаса, четкого проведения отела, гона. Наши оленеводы постоянно занимаются окарауливанием стада, ведут передвижение по маршрутам, стараясь максимально сохранить подножный корм оленей, охраняют от волков.

Для повышения продуктивности оленей с осени начинаем вести подкормку. Олени охотно привыкают к такому лакомству и прибегают к месту подкормки без опозданий. Ведем работу по укреплению материально-технической базы своего оленеводческого хозяйства, построены и ремонтируются домики, гараж по маршруту движения стада, работаем по приобретению техники.

Под нашим руководством работают молодые кадры, в том числе сын и невестка. Работа в стаде пришлась им по душе и они прижились, отлично знают маршруты передвижения оленей, круглосуточно работают при отеле, охраняя и оберегая новорожденных тугутов от хищников.

На каникулы у нас всегда весело и радостно, приезжают наши дети, внуки и дети родственников из Сасыра. Они наши главные помощники в любом деле.

Весной и осенью проводим корализацию оленей, пересчет, вакцинацию, витаминизацию и отбор проб на бруцеллез. Проводим обработку против подкожного овода, некробактериоза. На летовке проводим ежедневный осмотр оленей и при необходимости лечение. Чаще всего животные могут заболеть бронхопневманией или получить травму. При лечении большую и незаменимую помощь оказывают наши ветеринарные специалисты, которые, несмотря на большие расстояния, мороз и бездорожье приезжают к нам и в открытых кузовах машин, на снегоходах, на оленях, лошадях. Живут с нами в палатках, деля все невзгоды и трудности, еще и привозят свою полевую лабораторию, где и проводят исследования. Эти люди достойны самого глубокого уважения. Кроме того, они же привозят нам новости с «большой земли», учат оказывать первую ветеринарную помощь.

— Какие планы на будущее?

— Самое главное – сохранить и приумножить поголовье оленей, оздоровить от бруцеллеза, затем провести хорошую племенную работу.

С ветеринарной службой у нас очень тесная связь. Оленеводство – это особая специфика, ведь добираться до оленеводческих стад приходится за сотни километров на машине, снегоходе, оленях. Затем приходиться жить в палатках, работать сутками на морозе, проводить вакцинацию, витаминизацию, отбор проб крови, что дано не всякому выдержать. Наши ветеринары люди проверенные и мы им доверяем.

Проблемами для оленеводства являются старые корали, которые построены в советское время. Конечно, финансирование на развитие оленеводства от государства получаем в полном объеме и своевременно. Жизнь идет быстрым темпом, развиваются все отрасли экономики, и нам тоже нужно следовать новшествам и развить материально-техническую базу.

У нас на маршруте есть один домик и гараж, но этого недостаточно. Есть спутниковая связь, интернет, так что дети-студенты могут дистанционно учится из оленеводческого стада.

Большими врагами оленеводства являются хищники, особенно волки. С этим боремся, но одних наших сил порой недостаточно, ведь передвигаться на Буране по пересеченной гористой местности намного сложнее, чем по ровной тундре.

В селе Сасыр ФАПК «Туймада» поставила модульный убойный цех, теперь дело стало за подключением к энергосистеме и тогда будем подгонять убойный контингент.  Ведь жизнь ставит свои требования и убой животных должен производиться по требованиям ветеринарно-санитарного законодательства и требованиям технологического регламента.

Мясо северного оленя жирное и исключительно вкусное. По своей питательной ценности оно ценится среди северян и гурманов. Живая масса достигает 90-130 кг, а убойный выход достаточно высокий – 47-55% от живой массы, что позволяет считать переработку оленины рентабельным производством.

Особенно велика роль мяса оленя, как главного и практически единственного источника белка, витаминов и минералов в наших северных районах, с суровым и неблагоприятным климатом не пригодным для растениеводства.  Надеемся, что появится и переработка оленины, все это позволит повысить рентабельность в разы.

Олень сам по себе – высокорентабельное животное. В пользу идет все, как говорят, от кончиков рогов до копыт: мясо, вкусные и деликатесные субпродукты, шкура и камусы, панты и рога, эндокринные железы из которых готовят лекарственные и косметические препараты – все это может принести прибыль хозяйству.

***

Вот о такой интересной семье и оленеводческой бригаде, жизни и быте арктических оленеводов рассказали вам, дорогие читатели. В этом оленеводческое стаде, автору посчастливилось побывать для проведения осенней корализации не один раз. Бригаду по пересчету оленей и ветработников, приезжающих заснеженных и замерзших на снегоходах всегда встречали тепло и радушно, как родных, а в палатках ждали настеленные на пол лапник и оленьи шкуры, на печке кипел чайник, на столе ждали мясные деликатесы и горячие пирожки. Наши оленеводы – это яркий пример трудолюбия, жизнелюбия, людей готовых всегда прийти на помощь.

Хочется добавить, что олени – это не просто богатство коренных жителей севера, это их мир в широком смысле слова. Поэтому олень – это еще и мировоззренческая категория и мера всех вещей.

Лучшие вояжеры знают, что жить на этой земле можно только став ее частью. А наши северяне неотъемлемая часть этой земли. Потому что они хранители оленеводства, хранители северных традиций и обычаев, хранители языка и культуры.

 Наталья Добрянцева

ГАУ РС(Я) «Центр «Мой бизнес»