27 августа 2025 г. во Владивостоке в залах Приморского краевого отделения ВТОО «Союз художников России» открывается выставка «Земля Олонхо».
Художественный проект «Земля Олонхо», созданный Союзом художников Республики Саха (Я), дает возможность увидеть искусство Якутии последних лет. Представленный в 2023 году в залах Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске и Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева, проект вызвал такое внимание, что было решено продолжить его в 2024 в четырех городах Сибири – Новосибирске, Кемерово, Прокопьевске, Новокузнецке, а в 2025 году во Владивостоке в залах Приморского краевого отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России».
Представлены произведения различных направлений: живопись, графика, художественный текстиль, малая пластика из кости и других материалов, скульптура – всего более 100 работ.
Культурное наследие народа саха в последние годы привлекает все более пристальное внимание за пределами республики Якутия: очень интересно развиваются кино и театр. Первый на Дальнем Востоке арт-кластер «Квартал труда» в Якутске стал основой для развития инициатив в области кино, анимации, моды, дизайна, компьютерной графики, фотографии и других видов современного искусства. Сюда приезжают за опытом представители творческой среды региона.
Особый интерес вызывает изобразительное и декоративно-прикладное искусство Якутии. Именно оно дает возможность визуального восприятия богатой и самобытной культуры народа Саха.
В альбоме, выпущенном к 80-летнему юбилею Якутского союза художников, который отмечался в 2021 году, подробно говорится о становлении профессионального искусства, о формировании цеха живописцев, графиков, мастеров косторезного и народного искусства, ювелиров, скульпторов, которые вместе представляют многообразие творческих поисков и манер.
В ходе подготовки к юбилею также была подготовлена статья для журнала «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока», посвященная этапам развития Союза художников Якутии, автором которой выступила директор Национального художественного музея Республики Саха (Я) В. В. Тимофеева. Она пишет о современном периоде как об одном из самых интересных, когда развиваются все области искусства, включая актуальное (объединения «Флогистон», «Узкий взгляд»), а в искусстве в целом искренность и гуманизм, открытость к будущему сочетаются с интересом к прошлому, к накопленному художниками предшествующих поколений опыту.
В региональных выставках «Дальний Восток» и других крупных проектах якутское искусство всегда выглядит особняком за счет своего национального колорита (название коллективной выставки было выбрано в связи с тем, что традиции не утрачиваются в современном художественном поле, напротив, становятся основой для отдельных работ и больших проектов, таких как Биеннале актуального искусства в Якутске, международная триеннале «Арктический хронотоп»), самобытного типа мышления, где отчетливо присутствует тема Севера, и высокого профессионального уровня.
Каждый из участников проекта достоин отдельного разговора, но в данном обзоре предпринята попытка увидеть общие тенденции, по которым сегодня могут судить об искусстве якутских художников специалисты и рядовые зрители.
В живописи заметно стремление удержать престиж станковой картины, начатой легендарным художником А. Осиповым (его работы вошли в коллекцию Государственной Третьяковской галереи). В этой форме воплощаются самые разные сюжеты – от исторических событий (Н. Николаева «Прончищевы. Земля испытания любви»), до окружающей действительности, в которой возникают темы памяти, семьи и близкого круга людей, уклада жизни, национальных праздников. Этот пласт самый обширный и именно он демонстрирует, насколько сильно искусство Якутии напитано ощущением своей земли, собственных корней, родной культуры. В образах оленеводов, играющих детей, лошадей и других воплощены архетипы, которые со времен древнегреческой философии рассматривались как первооснова, образец, по которому строится бытие. В работах А. Жирковой, М. Иннокентьевой, С. Колесова, Г. Окоемовой, Д. Бойтунова и других авторов запечатлено коллективное понимание пространства саха.
Примечательно, что не менее интересно оно выражено и в современном актуальном искусстве. С. Иванова, А. Петрова, Н. Николаева, О. Скорикова и еще ряд авторов в оригинальной форме говорят о том же – о длительной зиме и белом цвете, который символизирует снежное пространство, о природных стихиях, о типе человека, который философски осмысляет время и пространство. В одном из ярких проектов последних лет «Копи смех к зиме» в ММОМА (Москва) было проанализировано и найдено общее выражение «народного» в различных художественных практиках трех поколений якутских художников. Не менее интересно выглядела часть экспозиции региональной выставки «Дальний Восток»-2023 в Улан-Удэ, где объекты, созданные художниками актуального направления, продемонстрировали способность искусства развиваться в условиях современной культуры.
В экспозицию в Новосибирске включена работа О. Скориковой «Молоко небесных кобылиц», где белый и охристый символизируют связь лошади и человека, которую исследователи считают неотъемлемой частью культуротворчества Саха. Большая по формату (50х100) лаконичная по исполнению, работа отсылает к легенде, согласно которой дождь – это капли молока небесной кобылицы. В не менее интересной форме интерпретирует ощущение национального М. Рахлеева. Автор гармоничных по цвету графических работ, в этой выставке она представила произведения в сложной технике с использованием шерстяной нити, акрила, печати. Название одной из них «Алаас. Микрокосм» говорит о глубоком философском осмыслении своих основ. Алаас – поле (луг) и микрокосм – античное понимание человека как Вселенной соединены художницей в едином образе.
Если в связи с сюжетной композицией можно размышлять о картине мира в якутском искусстве, то портретный жанр дает возможность увидеть человека. Щемяще трогательные детские образы, автопортреты художников и портреты определенных людей складываются в собирательный образ человека, раскрытый с максимальной полнотой и честностью. В региональных выставках якутский портрет неизменно является одной из самых выразительных составляющих экспозиций. Способность найти верное художественное решение – то главное, что отличает этот жанр.
Вновь о традициях и наследии уместно сказать в связи с натюрмортами. В свое время собирание коллекции и отображение точных черт предметов традиционной культуры легли в основу творчества первых профессиональных художников Якутии М. Носова и И. Попова.
Э. Васильева. А. Чикачева, В. Яроева и других авторов натюрмортов можно назвать продолжателями этой линии на современном этапе. Предметный мир якутов отображен в их работах, предъявляя традиционное наследие в его красоте и многообразии. Подробно написанные туесы, чороны, декоративные панно, конское убранство дают погрузиться в материальную культуру, которую тщательно собирают и исследуют искусствоведы Якутии (в качестве примера приведем масштабный проект «Раритеты Якутии», который ведет Национальный художественный музей Республики Саха).
Графика представлена в нынешней выставке такими авторами как Н. Давыдова, В. Камшилин. Е. Третьякова, М. Старостин, Н. Курилов, Б. Осипов, И. Мекумянова. Этапом становление искусства графики в Якутии считается начало 1960-х, когда якутские художники осваивают классическое наследие зарубежных и российских мастеров графики, переосмысляют свои культурные корни в связи с этим опытом, разрабатывают определенный сюжетный ряд с учетом фольклорного материала. В 1960-70-х работают такие художники как А. Мунхалов, В. Карамзин, Е. Шапошников, В. Васильев, чьи работы сегодня широко известны и являются классикой якутской графической школы, в первую очередь школы эстампа. Отрадно, что искусство графики ‒ тема статей Г. Г. Неустроевой, сотрудника Национального художественного музея Республики Саха (Я), в том числе включенная в материалы конференции «Потаповские чтения».
В следующие десятилетия развивается творчество новых мастеров, в число которых вошли участники нынешней выставки. Природа, общечеловеческие ценности, национальные основы – это темы, которые удивительно разнообразно варьируются в современной графике Якутии. Интересен формальный строй работ — от классического офорта М. Старостина до экспериментальной печати на текстиле, который использует Т. Шапошникова, от контрастных линогравюр Е. Третьяковой до экспериментальной графики И. Мекумяновой.
В проект включены произведения декоративно-прикладного искусства: плетение из конского волоса, керамика, резьба по кости, национальный костюм. Современно декоративное искусство выросло из традиционного и связано с ним не только методами работы, но и осознанием продолжения национальной линии. Особенно выразительным в этой ситуации выглядит искусство резьбы по кости. Сегодня якутские резчики участвуют в фестивалях косторезного искусства в регионах России, предлагая один из самых обширных и интересных разделов выставок. Современное косторезное искусство Якутии находится на этапе, когда осмысляются художественные результаты ХХ века, исследуется художественное наследие, идет поиск возможностей сохранения национальной культуры. Об этом пишет З.И. Иванова-Унарова в журнале «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока»: «В настоящее время традиция косторезного искусства в Якутии, накопленная почти за четыре столетия, обогащается новым содержанием, находится в постоянной динамике, находясь в зависимости от современных социокультурных условий, и вместе с тем сохраняет свою этнокультурную аутентичность».
Удивительная цельность отличает весь материал выставки. Большой труд художников воплотился в интересный проект, который вписывается еще в один тренд художественной жизни России – творческий взаимообмен.
Ольга Зотова,
куратор, кандидат искусствоведения,
член-корреспондент РАХ
Даты и место проведения:
27 августа – 13 сентября 2025 г.
Г. Владивосток.
Выставочные залы Приморского краевого отделения ВТОО «Союз художников России». Алеутская, 14А

