Зачем нужна налоговая сверка

Сверка расчетов с налоговой позволяет выявить расхождения в учетах, она помогает предпринимателям следить за своевременным перечислением платежей в бюджет. Регулярное проведение сверки позволяет вовремя обнаружить недоплаты, избежать финансовых потерь, штрафов, пени и поддерживать стабильность бизнеса.

Основные цели сверки – выявление и исправление ошибок, подтверждение отсутствия задолженности и предотвращение штрафных санкций.

Сверка особенно актуальна в следующих случаях:

  •  Смена руководителя или главного бухгалтера
  •  Реорганизация или ликвидация предприятия
  •  Перед сдачей годовой отчетности
  •  Переход из одного налогового органа в другой
  •  Запрос третьих лиц, например, банка, для подтверждения финансовой надежности компании

Предприниматель может и самостоятельно проверить данные по расчетам с бюджетом в личном кабинете налогоплательщика. Однако в этом случае ФНС не предоставляет официальных документов.

При официальном запросе можно получить следующие справки:

  • Справку о сальдо ЕНС, которая отражает его на дату формирования документа. При наличии задолженности к справке прилагается детализация отрицательного сальдо и карта расчета пени
  •  Справку о принадлежности сумм денежных средств. Эта справка отражает учет поступивших платежей и их распределение по обязательствам за определенный период
  •  Акт сверки принадлежности сумм денежных средств. Документ отражает начисления и уплаты за определенный период

ВАЖНО: По состоянию на 28-е число каждого месяца документы не формируются из-за регулярного обновления ЕНС.

Срок предоставления таких документов – 5 рабочих дней. Запрос удобнее направить через Личный кабинет налогоплательщика (ФЛИПЮЛ), но также возможны следующие способы:

  •  Через оператора ЭДО (удобно при электронном документообороте)
  •  Лично в ИФНС (требует времени на посещение)
  •  Почтой (наименее оперативный способ)

Если в акте сверки обнаружены расхождения, можно направить заявление о несогласии с сальдо ЕНС через онлайн-сервис. Обращение будет рассмотрено в течение 24 часов.

Часто разночтения связаны с порядком списания средств с ЕНС. Тут необходимо помнить, что распределение платежей происходит по установленной очередности:

1.    Недоимка по НДФЛ (сначала за ранние периоды)

2.    Текущие начисления по НДФЛ

3.    Недоимки и начисления по другим налогам, сборам, взносам

4.    Начисления по иным налогам, сборам, страховым взносам с текущим сроком уплаты

5.    Пени, проценты и штрафы (в последнюю очередь)

Также для ИП важно учитывать, что на ЕНС личные и предпринимательские налоги не разделяются. В первую очередь списываются личные обязательства (кроме НДФЛ), а затем налоги, связанные с бизнесом.

Регулярная сверка с налоговой и оперативное устранение расхождений позволяют минимизировать риски и обеспечить соблюдение налогового законодательства.

Источник