За год в полтора раза выросла активность самозанятых, которые регистрируют собственные торговые марки, сообщили в Роспатенте. Такая возможность для физлиц появилась летом 2023 года. Особенно часто подавали заявки на нейминг в сферах производства одежды, обуви, программного обеспечения, бытовой химии и косметики. О том, что дает личный бренд и как его защитить, — в материале «Известий».
Самозанятые за полтора года подали в Федеральную службу по интеллектуальной собственности почти 25 тыс. заявок на регистрацию личных брендов, сообщили «Известиям» в Роспатенте. Право на собственные товарные знаки эти лица получили в конце июня 2023 года. С этого времени они могут стать владельцами брендов на свою продукцию, создать узнаваемый сайт. Раньше такая возможность была только у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
29 июня 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2022 года №193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». Он дал старт заявкам на регистрацию товарных знаков от физических лиц (самозанятых).
— Возможность регистрировать личные бренды сразу стала популярной у россиян без статуса ИП, — рассказал руководитель Роспатента Юрий Зубов. — Во второй половине 2023 года они подали в Роспатент 9427 заявок на товарные знаки. А с января по сентябрь 2024 года — уже более 15,5 тыс.
Таким образом, отметил он, активность в этом направлении выросла более чем в полтора раза.
По его словам, на долю самозанятых граждан приходится около 15% от общего числа заявок на регистрацию товарных знаков. Всего за девять месяцев 2024 года в Роспатент поступило 100 тыс. таких заявок от юридических и физических лиц. В них представлены сегменты одежды и обуви (21,5% заявок), программное обеспечение и электроника (17,9%), бытовая химия и косметика (13,6%), печатная продукция и канцелярские принадлежности (11,8%), а также кондитерские и хлебобулочные товары (11%).
Возможность получить собственный товарный знак обеспечивает гражданам равные возможности с юридическими лицами и снимает ряд административных барьеров, отметил Юрий Зубов.
— Личный бренд помогает самозанятым продвигать свои услуги и товары как на традиционных рынках, так и на маркетплейсах, — сказал он. — Высокая заявительная активность, которую демонстрируют граждане, подтверждает открывшиеся перед ними перспективы.
В Минэкономразвития пояснили, что зарегистрированный товарный знак позволяет самозанятым конкурировать на рынке наравне с компаниями и ИП.
— Это дополнительный инструмент для развития личных брендов и продвижения товаров и услуг, — отметили в пресс-службе ведомства. — Он подчеркивает уникальность продукта и способствует формированию его дополнительной стоимости за счет узнаваемости продукта, его качества и других потребительских характеристик, а также защите конечного потребителя от контрафакта.
В министерстве напомнили, что на июль 2023 года в стране было более 8 млн самозанятых, а к концу сентября 2024 года их число уже составило более 11,4 млн.