Союз предпринимателей Нерюнгринского района
Якутия сегодня — наиболее перспективный регион, с точки зрения ее премьер-министра
20 января 2020

Полтора года назад москвич Владимир Солодов, имеющий за плечами опыт научной и преподавательской деятельности в МГУ, работы в качестве заместителя полпреда президента РФ в ДФО, возглавил правительство Якутии. Известие о таком кадровом решении главы региона в самой республике вызвало по большей части ироничную реакцию: мол, очередной временный «варяг». Эти эмоции давно прошли. Время показало, что правительство возглавил серьезный профессионал, глубоко знающий все особенности сложного северного региона, и не бросающий слов на ветер.

Первое интервью в наступившем году Владимир Викторович дал Информационному агентству SakhaNews 15 января.

А ТАК ЛИ СТРАШЕН ГОСДОЛГ, КАК ЕГО МАЛЮЮТ?

— О госдолге Якутии не говорит только ленивый, все хотят вставить свое слово на разного рода дискуссиях в соцсетях, в комментариях к публикациям интернет-СМИ. Владимир Викторович, вы как председатель правительства республики что можете сказать о госдолге региона? Так ли он тяжел на самом деле?

— Государственный долг республики находится на том стабильном уровне, который установлен в соответствии с рекомендациями Минфина РФ. Его объем составляет около 41 процента от собственных доходов бюджета, в таком размере планируем его удерживать.

Важно понимать, что государственный долг — это инструмент привлечения дополнительных государственных финансов. И сокращение государственного долга — такое же негативное явление, как его наращивание. Сейчас уходим полностью от заимствований в коммерческих банках, все больше используем размещение облигаций как более дешевый вид привлечения средств. Удерживая госдолг в безопасном диапазоне и используя дешевые инструменты привлечения долгосрочного финансирования, увеличиваем возможности нашего бюджета. Могли бы, конечно постепенно его сокращать, но это значит, что выводили бы при этом средства, необходимые для строительства школ, социального обслуживания, решения задач по северному завозу или на ту же «мусорную реформу».

Правительство использует механизм, который позволяет повысить гибкость финансовой системы республики. Госдолг не наращиваем, причем в прошлом году, когда у нас были дополнительные доходы в бюджет, мы его сократили более чем на один млрд рублей. В этом году он на том же уровне. А в целом, государственный долг — это довольно сложный специализированный финансовый инструмент и нельзя судить о нем по отрывочным комментариям и фактам, когда информация дается в отрыве от контекста, либо она просто неверная.

Республика Саха (Якутия) относится к числу регионов с наиболее стабильным финансовым рейтингом, он почти равен суверенному рейтингу Российской Федерации. Подчеркну, это мнение финансовых, банковских структур. Это позволяет нам на достаточно выгодных условиях привлекать финансирование в рамках государственного долга.

В ПОИСКАХ ИНВЕСТОРОВ

— На деловой сессии «Invest Yakutia Road Show» в Москве в начале декабря прошлого года предприятиями Якутии были презентованы инвестиционные проекты — «Развитие лесопромышленного комплекса на базе ООО ЛПК «АЛМАС», «Испытательный полигон автомобильных шин в пос.Кангалассы», «Строительство среднетоннажного завода по производству сжиженного природного газа в Мегино-Кангаласском районе Республики Саха (Якутия)» и «Создание в Республике Саха (Якутия) среднетоннажного производства сжиженного природного газа и транспортно-логистического комплекса для его доставки базовым потребителям». Какие из этих проектов заинтересовали потенциальных инвесторов?

— Мы ведем активную работу по привлечению инвесторов в целый ряд инвестиционных проектов, их на самом деле несколько десятков. Те, которые вы назвали, относятся к проектам, которыми мы наиболее активно занимаемся, и к ним серьезный интерес уже есть.

Могу отметить, что по проекту СПГ уже в 2019 году впервые были осуществлены экспортные контракты сжиженного газа. Не только у нас, но и во всей России это первый прецедент, что серьезно повышает привлекательность проекта, и сейчас идет для него поиск инвесторов.

По лесопереработке ЛПК АЛМАС – ключевое действующее предприятие, для которого сейчас проводим поиск стратегического инвестора. Есть целый ряд заинтересованных этим проектом — группа предприятий АФК «Система», ряд других инвесторов. Я думаю, что в ближайшее время сможем привлечь стратегического инвестора, который обладает необходимыми компетенциями по лесопереработке, для того, чтобы вывести компанию на новый качественный уровень.

Кроме того, с лесопереработкой связана необходимость развития сырьевой базы. Сегодня развитие упирается в отсутствие инфраструктуры, дорог, в первую очередь лесных, и лесоустройства, то есть информации об объеме лесных ресурсов, которые могут добываться без ущерба для природы. В этом направлении мы сотрудничаем с Агентством по привлечению инвестиций на Дальнем Востоке, Фондом развития Дальнего Востока.

Что касается полигона по испытанию шин, то там уже есть стратегический партнер – компания Bridgestone, которая приступила к экспериментам.

Проводим работу по привлечению новых партнеров. Республика намерена заинтересовать потенциальных инвесторов и в таких проектах, как сбор дикоросов, переработка сырья, целый ряд перерабатывающего производства в ТОР «Кангалассы». Новая и перспективная индустриальная площадка есть в Сунтарском улусе, ее планируем включить в территорию опережающего развития. Также производство новых строительных материалов на базе «Сунтарцеолита», более глубокая переработка соли, которая добывается в Кемпендяе.

Целый ряд интересных проектов появится вокруг логистического центра в Нижнем Бестяхе, который с учетом перспективы строительства моста, станет мультимодальным транспортным узлом. Есть большое количество других проектов, подробную информацию о них регулярно публикует Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта республики.

КАК ПОМОЧЬ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ НЕ В УЩЕРБ РЕСПУБЛИКЕ

— В Якутии добычей полезных ископаемых занимаются 418 предприятий. Сколько из них зарегистрировано на территории республики?

— Первое – по регистрации на территории. На самом деле около двух третей всех предприятий зарегистрировано в республике. Большая дискуссия все время идет по поводу того, как нам стимулировать недропользователей, нужно ли вообще, чтобы те предприятия, которые ведут добычу на территории республики, были здесь же зарегистрированы.

Приведу два самых обсуждаемых примера – это Сургутнефтегаз и Газпром, которые не имеют зарегистрированных юридических лиц на территории республики. И ответ не самый простой, потому что Сургутнефтегаз, не будучи зарегистрированным здесь, выплачивает налоги по консолидированной группе налогоплательщиков, этот режим работает до 2022 года. За последние несколько лет компания в целом платит больше налогов, чем, если бы зарегистрировала дочернее предприятие в Якутии.

С Газпромом ситуация обратная, поэтому активно ставим вопрос и настаиваем, чтобы его дочерняя компания была зарегистрирована на территории республики. Так что этот вопрос неоднозначный и требует комплексного решения. Со всеми крупными добывающими предприятиями у нас устойчивые, хорошие рабочие отношения. Ежегодно обсуждаем с ними вопросы, в том числе их вклад в экономику республики – налоговые выплаты, создание рабочих мест и трудоустройство жителей республики, соблюдение экологических стандартов и стандартов ответственного природопользования. Все эти вопросы мы четко ставим перед всеми недропользователями и внимательно отслеживаем, как они выполняются. При этом используется традиционный формат рассмотрения хозяйственной деятельности крупных предприятий на уровне главы республики, даже тех, акционером которых республика не является.

Что касается поддержки, у нас реализуется целый ряд мер — те же налоговые вычеты, связанные с инвестициями, которые предприятия направляют на развитие республики. По ним могут предоставляться налоговые льготы.

Приведу пример дочерних структур Роснефти, в частности, «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», за счет того, что в предыдущие годы ей были предоставлены налоговые льготы на инвестиционные цели, компании удалось опережающими темпами ввести в эксплуатацию более двадцати скважин. В итоге «Таас-Юрях нефтегазодобыча» перечислила в бюджет республики налогов существенно больше, чем объем средств, предусмотренный предоставленными ей льготами.

Стоит отметить механизм федерального уровня, предусматривающий субсидии для предприятий, осуществляющих промышленную разработку на территории Дальнего Востока, для развития инфраструктуры. Среди тех компаний, которые получили данную субсидию – АЛРОСА – развитие Верхне-Мунского рудного поля, компания получила 5 млрд рублей.

Этой же мерой поддержки воспользовалась Группа компаний «Колмар» при строительстве Инаглинского ГОКа, получившая свыше 500 млн рублей. По этой же линии поддержку получил Тарынский ГОК Тарынской золоторудной компании ОАО «Высочайший» в Оймяконском районе. 978 млн рублей пошли на строительство двух линий электропередачи.

Это примеры, когда с помощью федеральных субсидий компании смогли быстро реализовать свои проекты. Касательно распространения режима ТОР. Я не сторонник широкого распространения этого режима на добывающие предприятия, считаю, что, в основном, он должен быть направлен на перерабатывающие производства. Но у нас есть пример, когда он эффективно работает в отношении добывающего предприятия – компании «Колмар», являющейся резидентом ТОР. Объём инвестиций превысил 100 млрд рублей, компания создала более 5 тысяч рабочих мест в Нерюнгри, что имеет достаточно серьезный социальный эффект для города. Но другие добывающие компании в ТОРы не включены, и я, повторюсь, не сторонник того, чтобы они были резидентами.

Есть еще один налоговый федеральный режим, по которому в уведомительном порядке компании присваивается статус участника РИП (Региональный инвестиционный проект). Участники осуществляют инвестиции в производство и могут претендовать на льготы. Но здесь мы видим серьезные риски и будем выходить с законодательной инициативой, чтобы поднять минимальную планку инвестиций, которая сейчас составляет 50 млн рублей до хотя бы 500 млн рублей, чтобы ограничить объем льгот, которые компания может получить, объемом инвестиций. Если вкладываются, допустим, 100 млн рублей, то и общий объем льгот должен быть не более 100 млн рублей. Мы считаем это справедливым. Сейчас мы видим, как компании с небольшим объемом инвестиций получают в 8-10 раз больше льгот, чем объем вложенных ими средств.

Не каждая республиканская добывающая компания имеет доступ к новым месторождениям, об этом они нередко заявляют. Как-то республика может их поддержать?

Что касается получения лицензий, то данная процедура очень четко регламентирована федеральным законодательством. Процедура выдачи лицензий на новое месторождение предполагает аукцион. Здесь тоже есть свои сложности, связанные с тем, что при выходе на аукцион возможны завышение цены со стороны недобросовестных конкурентов, срывы аукционов и т.д. Что касается золотодобычи, аукционы проводятся Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра), и здесь основное ограничение – объем залога, который должен быть внесен, а также количество разведанных месторождений.

Сложности есть и в том, что в последние годы гораздо меньше направлялось средств на геологоразведку. Глава республики осенью провел ряд встреч с руководством Росгеологии и Роснедр. В итоге достигнуто понимание, что в ближайшее время больше средств необходимо направлять на геологоразведку, на подготовку к вводу в эксплуатацию новых месторождений.

УНИКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ РОССИИ

— В одном из своих первых заявлений, в сентябре 2018 года, вы говорили о стратегическом проекте по созданию на территории республики атомных электростанций небольшой мощности. С этой целью планировалось подписать соглашение с госкорпорацией «Росатом». Как обстоит дело с этим проектом спустя полтора года?

— Соглашение было подписано на Восточном экономическом форуме в прошлом году, и этот проект на самом деле двигается очень быстро, несмотря на то, что является одним из уникальных, в России таких больше нет.

Мы примерно определили, что наиболее перспективным местом для размещения такой электростанции является Усть-Янский район. Скорее всего, выбор будет за одной из площадок между Усть-Куйгой и Депутатским. Но вопрос окончательно еще не решен, проблема заключается в том, что АЭС должна быть построена за счет госкорпорации Росатом, а инвестированные ею средства в строительство этого объекта затем в течение длительного времени – 50-60 лет – возвращены за счет выборки электроэнергии по установленным тарифам.

Сейчас просчитываются все параметры, потому что это дорогостоящий проект и, повторюсь, уникальный для России. Но я уверен, что уже в ближайшее время мы сможем прийти к окончательному решению, и он станет тем прорывным проектом, который позволит решить в том числе вопросы, связанные с поддержкой недропользователей.

В ЧЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВО ДОБИЛОСЬ ПРОРЫВА

— Выступая в ноябре 2018 года на расширенном заседании коллегии Минэкономики РС(Я), вы назвали три задачи, над решением которых предстояло сосредоточиться экономическому блоку правительства. В частности, речь шла о создании в базовом сырьевом секторе экономики основы для жизнеспособности и решения инфраструктурных, транспортных энергетических, коммуникационных ограничений, которые препятствуют появлению новых месторождений и созданию новых производств, об обеспечении баланса между социальными расходами и расходами, направленными на создание новых точек экономического роста и др.

Как вы оцениваете решение экономическим блоком правительства этих задач в 2019 году?

— По итогам проведенной работы достигнуты весомые результаты. Наибольшего прорыва мы смогли добиться в части развития инфраструктуры.

Действительно, 2019-й стал годом, когда инфраструктурное развитие и многие проекты, которые годами или даже десятилетиями готовились, в прошедшем году либо были завершены, либо получили серьезный толчок к решению. К примеру, долгожданный запуск регулярного пассажирского железнодорожного сообщения со станции Нижний Бестях, включение 16 аэропортов в комплексную программу реконструкции по развитию магистральной инфраструктуры, что позволит создать устойчивые и безопасные посадочные площадки аэропортов на всей территории республики.

По строительству оптико-волоконных линий связи республика стала лидером в стране благодаря плодотворному сотрудничеству с компанией «Ростелеком». Мы видим, что значительная часть республики, несмотря на огромную территорию, удаленные на большие расстояния друг от друга населенные пункты, покрыта коммуникационной инфраструктурой. Не секрет, что сегодня именно доступная связь является фактором, не менее важным, чем наличие дорог и электричества. Молодежь, принимая решение о месте жительства, учитывает наличие интернета и связи.

Ну и, конечно, тот сдвиг, который произошел в продвижении главного нашего инфраструктурного проекта – строительство моста через реку Лену, по которому получена принципиальная поддержка Президента России. За 2019 год мы смогли перейти от ситуации, когда федеральные власти скептически оценивали этот проект, к пониманию того, что проект необходимо реализовать.

Еще один проект – строительство Жатайской судоверфи, которое позволит обеспечить обновление нашего речного флота. Так что по инфраструктуре реальный прорыв осуществить получилось.

По балансу между социальным развитием и направлением средств на развитие экономики более сдержанные успехи, потому что бюджет республики остается в большой степени социально ориентированным. И это хорошо, что задача бюджета — поддержка граждан. Объем средств, направляемых на зарплату, составляет 90 млрд рублей. Только на сферу образования, если суммировать все расходы, тратим около 76 млрд рублей. Это огромная цифра, которая, по сути, составляет львиную долю наших расходов.

Правда, расходы инвестиционного характера, которые создавали бы основу для дальнейшего развития, у нас формируются по остаточному принципу. Во многом это связано с тем, что бюджет остается напряженным. В 2020 году, к сожалению, в результате плохой конъюнктуры на мировой алмазном рынке мы недополучим значительную часть дивидендов и налогов от компании АЛРОСА. В результате теперь находимся в сложной бюджетной ситуации, приходится снова сводить концы с концами. Я считаю, что нам нужно серьезную работу проводить в отношении наполнения бюджета, наращивать расходы, которые связаны с прорывными направлениями дальнейшего развития.

Что касается устранения дисбаланса между экономическим ростом и благосостоянием населения, то этот вопрос требует поступательной, планомерной работы. Она была усилена в 2019 году. Пока еще нет данных за 2019 год, но по итогам 2018 года уровень бедности, как основной показатель, сократился на 1 процент — до 18,2 процента.

БЕСПИЛОТНЫЙ ТРАНСПОРТ ДЛЯ СЕВЕРНОГО ЗАВОЗА

— В декабре 2018 года вы подписали соглашение с генеральным директором АНО «Аналитический центр «АЭРОНЕТ». Речь, в частности, шла о создании новой системы обеспечения северного завоза беспилотным транспортом. Когда такой транспорт может появиться в Якутии?

Наверное, это вопрос достаточно отдаленного будущего. Хотя организация северного завоза — одна из принципиальных задач. И мы начали с того, что занимаемся оцифровкой северного завоза для того, чтобы получить цифровую модель, которая бы аккумулировала все данные по завозу грузов на территорию республики.

— Северный завоз — сложный проект, в общей сложности на его реализацию выделяется около 20 млрд рублей ежегодно, учитывая кредитные ресурсы. Но учитывая то, что транспортная составляющая в топливно-энергетических ресурсах, продуктах питания не только не снижается, но имеет тенденцию к росту, мы начали с серьезной аналитической работы по всем расходам.

Учитываем, что северный завоз — залог жизнеобеспечения граждан, поэтому эксперименты надо проводить очень осторожно, чтобы не получить негативные последствия. Будем прорабатывать инновационные решения, смотреть, как можно изменить схему поставок, сократить транспортные расходы, точечно внедрять проекты по новым видам транспорта, в том числе беспилотного.

Но, скорее всего, беспилотники первое время будут больше задействованы не на перевозке грузов, а при мониторинге лесных пожаров, объектов инфраструктуры, например, трубопроводов. Это вопросы безопасности, которые позволит решать более легкий класс беспилотников.

НАДЕЖНЫЙ ПАРТНЕР РЕГИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА

— Вы являетесь председателем Наблюдательного совета Алмазэргиэнбанка, клиентом которого является каждый третий житель Якутии. Насколько устойчив сегодня этот банк, могут ли его клиенты спать спокойно?

— Алмазэргиэнбанк относится к наиболее устойчивым региональным банкам России. Якутия один из немногих регионов, где смогли сохранить свой банк в непростой для банковской сферы период. По итогам проверок, которые проводил в 2019 году Центральный банк России, я встречался с заместителями председателя Центробанка. Проверяющими был сделан вывод, что проведена серьезная работа, которая обеспечила стабилизацию положения банка.

В прошлые годы некоторые сложности возникли в результате ряда выданных рискованных, малообеспеченных кредитов. Но в последние годы банк успешно проводит политику повышения своей надежности. И это нашло свое отражение в повышении рейтингов.

Крупнейшие рейтинговые организации – международный Fitch Ratings и российский Эксперт РА — подтвердили устойчивое положение банка.

В прошлом году мы утвердили новую стратегию его развития, основанную на переходе на цифровую платформу, что позволит повысить удобство и клиентоориентированность всех сервисов банка. Алмазэргиэнбанк остается наиболее доступным банком с наиболее распределенной сетью в республике.

По кредитованию субъектов малого и среднего бизнеса на этот банк приходится 36 процентов общего кредитного портфеля в республике. Кроме того, в нем размещено немалое количество вкладов населения. Наличие регионального банка — важный фактор развития малого и среднего предпринимательства. Не секрет, что большие банки с неохотой дают кредиты малым предприятиям из-за того, что они не всегда могут обеспечить необходимый залоговый уровень. Алмазэргиэнбанк же выступает надежным партнером для нашего регионального бизнеса.

В НИЖНЕКОЛЫМСКИЙ РАЙОН БУДУТ ПРИЕЗЖАТЬ СО ВСЕГО МИРА

— В июне прошлого года мы сообщали, что руководство республики готовит заявку на создание в республике научно-образовательного центра, который займется исследованием проблем, связанных с глобальным потеплением. Как известно, энтузиаст учёный-эколог Сергей Зимов, создатель «Плейстоценового парка» в районе Черского, уже более 30 лет доказывает, что на процессы оттаивания вечной мерзлоты можно влиять. Конечно, создание такого центра – дело не скорое. А вот что касается финансовой поддержки этого уникального проекта, запланирована ли она в этом году?

— Мы провели большую работу по развитию научно-образовательного центра (НОЦ). Он создан на региональном уровне Указом главы республики, но мы будем продвигать его на всероссийском конкурсе, который проводится в рамках нацпроекта «Наука».

В декабре 2019 года к нам приезжал с рабочим визитом министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков. Он с большим интересом ознакомился с концепцией НОЦ и с работой наших научных учреждений. НОЦ – это та форма, которая позволяет вывести на качественно новый уровень взаимодействие между наукой (научными учреждениями), образованием (вузами) и промышленностью (заказчиками инноваций). Задача НОЦ собрать их на одной площадке. Эту работу мы будем активно продолжать, и я уверен, что научная лаборатория под руководством Сергея Зимова станет значимым участником этого процесса.

Я хорошо знаком с этим проектом, с его инициатором мы регулярно находимся на связи. Но прямое финансирование для нас затруднительно: наука относится к вопросам федерального уровня, а лаборатория Сергея Зимова — к Дальневосточному отделению РАН. Но мы намерены его комплексно рассматривать как часть исследований в этой сфере, и думаю, что он станет важной точкой привлечения людей со всего мира в Нижнеколымский район, поскольку на его территории находится станция, которая сегодня имеет мировое значение, мировую репутацию.

ПОЧЕМУ «ЯКУТИИ» ПОМОГАЮТ, А «СТЕРХУ» НЕ СМОГЛИ

— Согласно информации, размещенной в ряде республиканских СМИ, долг авиакомпании «Якутия» в 2019 году увеличился вдвое. А общая сумма долгов, взыскиваемых в арбитражных судах превысила 600 млн. Как вы оцениваете ситуацию в авиакомпании? И предполагает ли республика что-либо предпринять для ее финансового оздоровления?

— Информация о том, что долг увеличился вдвое, не соответствует действительности. Авиакомпания «Якутия» находится в сложном положении, но это результат ее многолетней убыточной деятельности. К сожалению, авиакомпания долгие годы накапливала убытки, кредитуясь, перекредитовываясь, к тому же не вся долговая нагрузка была публично отражена в отчетности. Сейчас новое руководство выводит работу на более прозрачный уровень, а это один из путей, ведущих к оздоровлению предприятия. Противоположный пример хочу привести с компанией «Стерх», которая сейчас находится в процедуре банкротства. Она длительное время вообще скрывала реальное положение дел, в результате это привело к тому, что уже не было возможности спасти страховую компанию.

В отношении авиакомпании мы, безусловно, принимаем все возможные меры. В частности, в 2019 году новым руководством была проведена работа по сокращению затрат, по оптимизации маршрутной сети — компания сосредоточилась на тех маршрутах, которые действительно важны для жителей республики. Это, в первую очередь, связь с Москвой, Санкт-Петербургом, Новосибирском, а также чартерные рейсы на те направления, которые наиболее предпочтительны для наших жителей.

Сейчас находимся в непростой ситуации, связанной с ремонтом взлетно-посадочной полосы аэропорта Якутска. В следующем году в связи с ремонтом взлетная полоса будет более короткой, чем сейчас. И только авиакомпания «Якутия» будет осуществлять беспосадочные полеты на Москву. Перед авиакомпанией стоят серьезные задачи, поэтому совместно рассматриваем все меры ее поддержки.

Вероятно, и в 2020 году правительство республики будет субсидировать авиакомпанию, потому что в нынешних условиях она объективно сама не в состоянии выйти на безубыточный уровень работы. Это связано с тем, что накоплен весомый долговой портфель, который тянет за собой серьезные расходы. Также это ситуация с аэропортом Якутска, с ограничением по полетам в связи с уменьшением протяженности взлетно-посадочной полосы.

После завершения реконструкции планомерно будем проводить работу по снижению долговой нагрузки, по выводу компании на безубыточное функционирование.

ПОЧЕМУ БУКСУЕТ «МУСОРНАЯ РЕФОРМА»

— «Мусорная реформа» и работа регионального оператора – удалось ли на сегодня стабилизировать ситуацию?

— «Мусорная реформа» — это один из вызовов, который стоит не только перед республикой, но и перед всей страной. Многие годы, по сути, отсутствовала цивилизованная обработка мусора.

Сложностей немало. Первое — нужны специально оборудованные площадки, контейнеры, необходимые для раздельного сбора мусора. На сегодня в республике имеются 4 703 контейнерных площадки, из них почти двум тысячам требуются ремонт и приведение в соответствие с нормами. Это огромная работа, которую должны провести сами муниципалитеты.

Второе — наличие специализированной техники. У нас по всей республике задействовано 230 единиц техники, а по оценкам, необходимо докупить еще 140 единиц – это около двух третей действующего парка. На это нужны большие средства, которые необходимо направить региональным операторам. Конечно, это будет производиться не единовременно.

Третий вопрос связан с полигонами. Из 480 объектов размещения отходов только семь включены в государственный реестр. Остальные – это фактически просто свалки, частично оборудованные, либо вовсе не оборудованные. Необходимо проделать тщательную работу по их приведению в соответствие с требованиями.

И, наконец, вопрос, связанный с платежной дисциплиной. Изменился характер платежей, они незначительны в общем объеме коммунальных платежей, но, тем не менее, мы видим, что в 2019 году был серьезный прогресс. Если в начале года сбор платежей составлял всего 29 процентов от общей суммы, то в четвертом квартале он уже достиг 81 процента.

Мы разрабатываем дифференцированную схему работы с отходами, которая будет базироваться на том, что в отдаленных и малых населенных пунктах будем применять схему первичной сортировки и затем использование мобильных мусоросжигательных установок, с помощью которых отходы будут сжигаться без вреда для окружающей среды. Не сжигаемые остатки будут вывозиться на обустроенные полигоны.

Что касается крупных населенных пунктов, в первую очередь города Якутска, здесь необходимо обустройство нового полигона на 26-м километре Вилюйского тракта. После его строительства полигон на 9-м километре пройдет рекультивацию.

Также предстоит реализовывать схему мусоросортировки, чтобы хранение на полигоне, складирование отходов соответствовали экологическим нормам.

В прошлом году сталкивались с определенными трудностями, которые были связаны, так скажем, с организационной неупорядоченностью работы регионального оператора. Сейчас работа идет по согласованной схеме. В этом году в республике приступят к строительству нового полигона и в ближайшие годы закроем вопрос по действующей свалке.

КОРЕННОЙ МОСКВИЧ В ЯКУТИИ

— Вы – коренной москвич и вдруг — сначала Хабаровск, а теперь вот Якутия. Одно из высших образований получали в Париже, преподавали в МГУ, кандидат политических наук. Что побудило вас так резко изменить устоявшийся образ жизни и согласиться на предложение стать заместителем полномочного представителя Президента РФ в ДФО, а затем возглавить правительство Республики Саха (Якутия)? Как к этому отнеслась ваша семья?

— Я считаю, что это интересная и плодотворная работа, и очень благодарен Юрию Петровичу Трутневу, который пригласил меня на должность своего заместителя в Хабаровск, и Айсену Сергеевичу Николаеву, который предложил возглавить правительство Якутии. Для меня это интересные, ответственные и важные в жизни вызовы. Это те позиции, на которых можно очень много сделать и добиться реальных результатов. Для меня основная мотивация – видеть результаты своей работы, иметь возможность что-то поменять, в данном случае речь идет об очень масштабных процессах.

Вполне серьезно считаю, что Республика Саха (Якутия) сейчас является одним из наиболее перспективных регионов, где мы можем достичь существенного результата, то чем будет потом повод по-настоящему гордиться. Потому что здесь мы можем сделать то, что реально изменит к лучшему жизнь сотен тысяч людей. Для меня это главная мотивация, потому я с благодарностью принял предложение возглавить правительство республики.

Семья меня поддержала, отнеслась с пониманием. Для меня не так важно, где жить. Важнее, чем заниматься, и с какой командой добиваться выполнения поставленных задач.

Конечно, есть некоторые бытовые неудобства из-за того, что семья далеко, но уже в ближайшее время жена переедет в Якутск, сейчас решаются последние организационные вопросы.

— Удовлетворены ли вы командой, с которой работаете?

— Я человек довольно требовательный к себе и к окружающим. И потому, безусловно, всем, что делаем с коллегами, не могу быть полностью доволен. Но считаю, что нам все-таки удалось сформировать профессиональную команду, нацеленную на позитивные изменения. Безусловно, какие-то выводы делаем постоянно, в этом заключается суть командной работы.

Для меня важно ездить по районам, общаться с людьми, встречаться с ними, потому что эта живая связь позволяет принимать в итоге эффективные решения. Сидя в кабинете невозможно управлять такой большой территорией, как Якутия. Передо мной стоит задача – до конца марта, до окончания отчетов правительства, посетить все районы республики, осталось где-то около десяти, где я еще не был. За первые три месяца 2020 года планирую завершить свое знакомство с районами Якутии.

Поездки по районам позволяют реально оценивать условия, в которых живут люди. Во всей России, не только в Якутии, жизнь в сельской местности тяжелая, но по сравнению с Хабаровском, другими регионами Дальнего Востока в Якутии я ощущаю больше оптимизма, потому что здесь, в глубинке, сохранен привычный уклад жизни, чего уже нет в некоторых других регионах. Даже отъехав совсем немного от Москвы, можно увидеть картину гораздо худшую, чем в труднодоступных населенных пунктах республики. Люди, проживая на Севере в экстремальных условиях, сохраняют энергию и оптимизм.

Конечно, перед правительством республики стоят ответственные задачи по повышению качества жизни, строительства жилья на селе, и самое главное – создания рабочих мест. Только решение этих задач позволит людям не покидать родные места.

ДЛЯ МЕНЯ СТАКАН ВСЕГДА НАПОЛОВИНУ ПОЛОН

— Ваше любимое блюдо?

— Есть любимый продукт – сыр. Из якутской кухни мне очень нравится оленина. Я считаю одним из самых вкусных блюд отварной олений язык. А так, вкусы меняются. Я сейчас ем больше овощей и рыбы.

— Восход или закат? Лето или зима? Ночь или день? Кот или собака?

Восход как начало всего. Лето, хотя раньше больше любил зиму. Но после переезда в Якутию долгая зима заставляет скучать по лету, ценить тепло. Поэтому лето. Конечно, день. И собака, хотя у меня никогда не было домашних животных.

— Самое важное для вас?

— Самосовершенствование и развитие.

— Идеальное место?

— У меня нет привязанности к какому-то определенному месту. Любимое место там, где есть люди, которые для меня мне важны. И где есть работа, которую я делаю. Мне не так важно физическое пространство, в котором нахожусь. Важнее то, чем занимаюсь, и кто меня окружает. Люди делают место, а не место делает людей – известное выражение. Люди переезжают к людям, а не к каким-то местам.

— Какими людьми вы восхищаетесь?

— Теми, кто достигает намеченной цели, как бы тяжело это ни было. Неподдельное восхищение вызывают люди с ограниченными возможностями здоровья, которые добиваются успехов в творчестве, своем физическом и интеллектуальном развитии. Например, спортсмены с инвалидностью демонстрируют колоссальную волю и, превозмогая ограничения, достигают очень больших высот в спорте, которые многим здоровым людям и не снились.

— Стакан наполовину полон или пуст?

— Конечно, полон. Я оптимист. Считаю, что всегда надо видеть хорошее, уметь разглядеть его даже в чем-то с виду неприметном.

— Ваш любимый фильм, книга?

— У меня много любимых книг. Очень нравится «Игра в бисер» Германа Гессе. А любимый фильм — «Любовь и голуби», советская классика.

— Кого бы вы взяли с собой на необитаемый остров?

Жену, и тогда бы остров стал обитаемым.

— Что такое счастье?

Мне больше всего нравится ответ на этот вопрос, который дал Иван Бунин, замечательный поэт и писатель начала 20-го века. Он говорил, что для счастья нужны три вещи – любовь, интересная работа и возможность путешествовать. Для меня это достаточно точное определение счастья.

Справка:

Солодов Владимир Викторович родился 26 июля 1982 года в г.Москве.

В 2002 г. прошел обучение в Институте политических наук в Париже, Франция (Institut de Sciences Politiques de Paris), в 2004 г. окончил факультет государственного управления Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. В 2004-2007 обучался в Аспирантуре МГУ им. М.В.Ломоносова.

В 2007 г. защитил диссертацию на тему «Электронное правительство как инструмент трансформации государственного управления». Кандидат политических наук.

С 2005 по 2013 г. занимался преподавательской и научной деятельностью на Факультете государственного управления МГУ. Прошел путь от ассистента до доцента кафедры теории и практики управления. Возглавлял Центр новых технологий государственного управления, занимался экспертной работой и организацией проектной деятельности, разработкой и запуском программ подготовки государственных служащих.

В 2013 г. возглавил департамент проектов и практик направления «Молодые профессионалы» АСИ.

6 апреля 2015 г. был назначен заместителем полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.

1 августа 2017 г. занял пост Председателя совета директоров Фонда развития Дальнего Востока (учредитель – Внешэкономбанк).

26 июня 2018 г. назначен исполняющим обязанности Председателя Правительства Республики Саха (Якутия).

С 18 октября 2018 г. — Председатель Правительства Республики Саха (Якутия).

Автор и соавтор более 30 статей по вопросам государственного управления, в том числе «E-Government и борьба с коррупцией» (2006), «Электронная бюрократия: постбюрократия или сверхбюрократия» (2007), «Мобильные сервисы как инструмент повышения качества государственных услуг» (2009), «Моделирование поведения потребителей» (2012).

Награжден: Благодарностью Правительства Российской Федерации (2015 год); Благодарностью Администрации Президента Российской Федерации (2017 год).

Источник: SakhaNews