Они выяснили, что самым молодым предпринимателям только исполнилось 18 лет, а самым возрастным — 64 и более. Свыше 60 процентов устоявшихся предпринимателей — это люди в возрасте 35-54 лет. Среди начинающих доминирует молодежь от 25 до 34 лет (около 36 процентов) и увеличивается доля старшей возрастной группы (45-54 года).
Однако и дамы, как выяснилось, тоже не сидели сложа руки. Поэтому к 2016 году их доля в бизнесе выросла на 54 процента, а доля мужчин — лишь на 19.
В кризисный период именно женщины чаще начинали собственное дело, в том числе и вынужденно, потому что не имели каких-то других источников доходов, — отмечают Екатерина Александрова и Ольга Верховская.
По их мнению, кризисные периоды стимулируют к началу собственного дела две, казалось бы, абсолютно разные категории населения: молодежь и людей старшего возраста. «Представители именно этих возрастных групп стали рассматривать для себя карьеру предпринимателя как предпочтительную альтернативу работы по найму», — комментируют исследователи.
«Мы выявили такой тренд: чем чаще мужчина меняет работу, тем скорее он начинает свой бизнес», — рассказывает доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации факультета социальных наук НИУ ВШЭ Елизавета Полухина.
Впрочем, многие респонденты придумали свой первый бизнес еще в школьные годы или, учась на первом курсе института, добавляет Полухина. Один молодой человек рассказывал, как ему в голову пришла идея заняться бизнесом по продаже воды. Произошло это на школьной ярмарке. Он скооперировался с товарищем, занял денег у родителей, купил газированную воду и стал продавать на ярмарке воду стаканчиками. По 5 рублей за стакан. Рентабельность составила 300 процентов».
По словам Полухиной, в малом и среднем бизнесе очень важно найти такого партнера, который умеет мыслить системно и просчитывать разные стратегии развития ситуации. Тогда точно не прогоришь.
О наиболее эффективных мерах поддержки малого и среднего бизнеса «РГ» рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Денис Валентинович, какая поддержка особенно популярна у предпринимателей?
Денис Мантуров: Конечно, финансовая. Но мы не банк, поэтому напрямую средства бизнесу не даем. Выделяем субсидии. Например, компенсируем процентную ставку по кредитам или часть стоимости оборудования. Даем субсидию на покупку специализированного инжинирингового программного обеспечения. Оно дорогое и не по карману большинству предприятий. А благодаря нашей субсидии за последние два года программное обеспечение приобрели более 300 предпринимателей. И смогли оказать услуги по проектированию, дизайну и инжинирингу на сумму около одного миллиарда рублей.
Знаю, вы сейчас особое внимание уделяете народным промыслам. Какие у них проблемы?
Денис Мантуров: Иностранцы с удовольствием везут из России хохломскую роспись, гжель, палехские миниатюры, жостовские подносы и павлопосадские платки. Кажется, что у этого бизнеса нет проблем со сбытом своей продукции. Но это не так. Аренда мест продажи стоит денег, как и продвижение, и охрана интеллектуальных прав. Мы помогаем им возместить расходы на энергоресурсы, сырье и материалы, транспортировку изделий, уплату процентов по кредитам для закупки оборудования.
Я вам рассказал всего о двух направлениях, а мы поддерживаем десятки. Главное, чтобы бизнес знал — инструменты поддержки работают. Часто помогаем конкретным проектам. Но это уже при помощи фондов развития промышленности (федерального и региональных). Они предоставляют займы бизнесу под 5 процентов годовых сроком до пяти лет на сумму от 20 до 100 миллионов рублей.
А технопарки оправдали себя? Не все в них верили.
Площадки полностью снимают с предпринимателей решение коммунальных, транспортных и технологических проблем. В 47 регионах действует уже 101 такая площадка, только в этом году открылись шесть новых. В этих технопарках работают свыше 146 тысяч человек.
Количество отечественных компаний в технопарках уже превышает две тысячи, «иностранцев» меньше — только 270. Зато из 27 стран, так что можно сказать, что наши промышленные площадки уже стали интернациональным инструментом поддержки.
В первую очередь каким отраслям требуются дополнительные инвестиции?
Денис Мантуров: Инвестиций в обрабатывающую промышленность все еще мало для роста. Особенно не хватает их в производстве высокотехнологичных комплектующих, оборудования и потребительских товаров.
Однако развивать нужно не конкретные отрасли, а межотраслевые комплексы. Так, добыча ресурсов влечет за собой разработку нефтегазового оборудования. И ориентироваться надо не только на замещение импорта, но и на продвижение экспорта. Направления, по которым мы можем это реально сделать, это передовые производственные технологии и материалы, энергетика и системы накопления энергии, транспорт и управление логистикой, системы информационной безопасности, технологии освоения Арктики и шельфа, современные средства диагностики и лечения, агро- и пищевые технологии.
Источник: Российская газета