Распространители спама молниеносно реагируют на изменение ситуации в обществе и быстро осваивают новые технологии и приемы. О том, как в таких условиях обезопасить свой почтовый аккаунт от вредоносного спама и не стать жертвой обмана, рассказывает генеральный директор «Яндекс 360» Владимир Русинов
Существует два вида спама: относительно безобидная, но неэтичная реклама, когда у получателей не спрашивают разрешения на получение рассылок, и действительно вредоносный спам, который может нанести реальный вред — открыть мошенникам доступ к вашим деньгам или личной информации, которая может быть использована для шантажа. Причем с каждым годом мошенники придумывают все новые и новые уловки.
Со своей стороны, почтовые сервисы, такие как «Яндекс.Почта», Mail, Gmail внедряют более современные алгоритмы безопасности. В итоге нежелательные письма блокируются или попадают в папку «Спам». Но если во «Входящих» все-таки оказалось кажущееся подозрительным письмо, стоит обратить внимание на несколько деталей, которые могут указать на то, что перед вами спам.
Проверка почты
Антиспам: как это работает
Если нежелательное и тем более подозрительное письмо попало во «Входящие», это уже исключение из правил. Различные почтовые сервисы сами располагают всеми возможностями и инструментами по перехвату таких писем. В 2022 году основные темы, которые активно использовали спамеры, касались возврата налогов, компенсации затрат, различных дополнительных выплат, лотерей и розыгрышей. Как правило, все они отправлялись якобы от имени крупных компаний и госучреждений. Новая, точнее, хорошо забытая старая уловка мошенников — реклама онлайн-казино и письма с PDF-вложениями с вредоносной ссылкой.
Отправлять такие письма в спам или вовсе блокировать помогают сложные алгоритмы и машинное обучение. В первую очередь, анализируются базовые факторы: адрес отправителя, текст, ссылки, вложения — а уже из них извлекаются более сложные. В сумме может быть несколько тысяч факторов. Если это какой-то новый вид спама, система кроме каких-то устоявшихся факторов анализирует новые свойства письма. Это может быть не встречавшийся ранее набор контента или заголовка, другие аномалии в общем потоке писем: новые ссылки или структура письма, которые ранее были неизвестны, домены, зарегистрированные недавно, или массовость конкретных писем. Рассылка на большое количество адресатов или признаки спама в содержании письма — ключевые признаки, по которым письма не допускаются в папку «Входящие» и отправляются в спам или вовсе блокируются. Анализировать свойства писем помогают и сами пользователи, отметив нежелательные как спам и сообщив о них команде сервиса.
Спам-фильтр обычно проверяет как входящую, так и исходящую корреспонденцию не только на спам, но и на вирусы. Еще один удобный инструмент фильтрации писем — белые и черные списки. Их пользователь может настроить самостоятельно. Так, чтобы заблокировать письма от нежелательного отправителя, можно добавить его адрес в черный список. А если нужно фильтровать все письма со всех адресов одного домена, можно использовать правила обработки писем и указать его там. Конечно, спамеры становятся все более изощренными в своем неблагородном деле, но и пользователь может повысить уровень защиты, если грамотно воспользуется всеми возможностями почтового сервиса.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора