Верховный суд РФ (ВС) разъяснил, что продажа франшизы предполагает передачу комплекса исключительных прав на интеллектуальную собственность. В этот комплекс должен входить товарный знак, а если Роспатент отказался его регистрировать, то обязательства продавца франшизы уже нельзя признать исполненными и покупатель вправе требовать возврата средств. С учетом почти двукратного роста числа франшиз в России за последние пять лет позиция ВС будет востребована бизнесом и сократит число недобросовестных игроков на рынке, считают юристы.
ВС впервые дал подробные разъяснения о том, что должно передаваться по договору коммерческой концессии (франчайзинга). Такой договор в 2023 году заключило ООО «Фэнхао», которое обязалось передать ИП Павлу Белкину на три года комплекс прав на бизнес-модель сети китайских чайных MET TEA. Среди них были права на товарный знак, коммерческое обозначение и секрет производства (ноу-хау). Также компания-правообладатель должна была передать предпринимателю руководство, стандарты и пособия по ведению бизнеса и провести обучение сотрудников. Взамен господин Белкин внес невозвратный первоначальный (паушальный) взнос в 800 тыс. руб.
При этом товарный знак на момент заключения сделки еще не был зарегистрирован. По этой причине стороны предусмотрели, что договор вступит в силу, когда Роспатент зарегистрирует либо передачу прав на товарный знак, либо само соглашение о коммерческой концессии.
Однако в марте 2024 года Павел Белкин подал иск в суд, заявляя, что «Фэнхао» так и не передало ему права на интеллектуальную собственность, из-за чего открыть торговую точку сети он не может. Предприниматель требовал расторжения договора и возврата первоначального взноса.