Новости
Верховный суд РФ (ВС) разъяснил, что продажа франшизы предполагает передачу комплекса исключительных прав на интеллектуальную собственность.
сегодня

Верховный суд РФ (ВС) разъяснил, что продажа франшизы предполагает передачу комплекса исключительных прав на интеллектуальную собственность. В этот комплекс должен входить товарный знак, а если Роспатент отказался его регистрировать, то обязательства продавца франшизы уже нельзя признать исполненными и покупатель вправе требовать возврата средств. С учетом почти двукратного роста числа франшиз в России за последние пять лет позиция ВС будет востребована бизнесом и сократит число недобросовестных игроков на рынке, считают юристы.

ВС впервые дал подробные разъяснения о том, что должно передаваться по договору коммерческой концессии (франчайзинга). Такой договор в 2023 году заключило ООО «Фэнхао», которое обязалось передать ИП Павлу Белкину на три года комплекс прав на бизнес-модель сети китайских чайных MET TEA. Среди них были права на товарный знак, коммерческое обозначение и секрет производства (ноу-хау). Также компания-правообладатель должна была передать предпринимателю руководство, стандарты и пособия по ведению бизнеса и провести обучение сотрудников. Взамен господин Белкин внес невозвратный первоначальный (паушальный) взнос в 800 тыс. руб.

При этом товарный знак на момент заключения сделки еще не был зарегистрирован. По этой причине стороны предусмотрели, что договор вступит в силу, когда Роспатент зарегистрирует либо передачу прав на товарный знак, либо само соглашение о коммерческой концессии.

Однако в марте 2024 года Павел Белкин подал иск в суд, заявляя, что «Фэнхао» так и не передало ему права на интеллектуальную собственность, из-за чего открыть торговую точку сети он не может. Предприниматель требовал расторжения договора и возврата первоначального взноса.

Источник