Нежелание рисковать и страх перед неудачей – это причины, которые часто сдерживают нас и не дают развиваться. Но как показывает практика, никогда не поздно начать заниматься любимым делом, развивать бизнес и при этом успевать быть хорошей мамой. Подтверждение этому Вера Лиханова – глава КФХ из Горного улуса.
Предприниматель и мать троих детей, которая, проработав более 10 лет в государственных и частных структурах решила посвятить себя семейному бизнесу. Сегодня она успешно развивает сразу три направления деятельности. Узнаем же её секрет успеха.
— С чего начался ваш предпринимательский путь?
— Заняться своим делом я решила недавно, у меня два высших образования. По первому я технолог по переработке сельскохозяйственной продукции, по специальности проработала восемь лет. Второе направление – юриспруденция, которое помогло мне устроиться и работать в АО «Россельхозбанк».
В 2014 году я уволилась из банка, учредила организацию, чтобы помогать с документацией, вести бухгалтерию, и разрабатывать бизнес-планы. Но получилось так, что я все так же пропадала целыми днями в офисе, а муж всё время был в отъезде, он у нас занимался грузоперевозками, и заниматься с сыном было некому.
Дело в том, что мой старший сын, которому сейчас 21 год — инвалид детства. Ему поставили инвалидность первой группы, с полным «запретом» в ИПРА, а это значит, что ему нельзя ни учиться, ни работать, он закончил Таттинскую коррекционную школу VIII вида.
— Поэтому вы решили заняться фермерством?
— Да. На тот момент у нас уже было несколько лошадей, к тому же мы очень любим нашу природу и каждое лето выезжаем на сенокос. Мы и детей с малых лет брали всегда с собой, ведь семья должна развиваться вместе. Наш семейный бизнес должен быть под силу каждому члену семьи, все должны работать, развиваться вместе без исключения.
Так в 2017 году мы решили участвовать и выиграли грант министерства сельского хозяйства по направлению «Разведение лошадей» и привезли из Таттинского улуса лошадей, с этого началась наша фермерская жизнь.
— Разведение лошадей, а тем более в условиях нашей Якутии занятие совсем не из легких. Почему вы решили выбрать именно это направление?
— Как я упоминала ранее, к моменту, когда мы решили участвовать в гранте у нас, уже было 7 голов лошадей. Я с детства люблю их, всегда восхищалась ими, а вид резвящегося на воле табуна, молодых жеребят меня просто завораживал.
Мы решили заняться разведением не из-за предпринимательской выгоды, а потому что хотели завести лошадей. Хотели, чтобы наши дети тоже полюбили их, ведь лошади это священные животные, которые способны исцелять.
— Поделитесь, каково это заниматься лошадьми, очень трудно?
— Содержать лошадей оказалось сложнее, чем тех же коров. Если ты завел корову, то буквально с первых дней появляется молоко для реализации. С лошадьми не так, пока они молодые, то выручки с их содержания нет, при этом они ведь живые создания – их нужно кормить, ухаживать, присматривать.
Ещё есть одна уникальная особенность, связанная с коневодством – наши якутские лошади не домашние. Пастбище и сенокосные угодья находятся за 70 км от поселка, где нет хороших дорог. Поэтому приходится еще весной дизтопливо и сельхоз оборудования доставлять до сенокосных угодий, а это значит, что заранее нужно все запланировать, запастись этим.
И если вы планируете заниматься лошадьми и жить на доход исключительно с этой деятельности, вам необходимо иметь в хозяйстве не менее 50 маточных голов.
Мы сами не могли представить, что потребуется столько вложений в этот бизнес, из-за чего в первое время содержание лошадей стало тяжким бременем для семейного бюджета.
— Мы знаем, что помимо коневодства у вас есть собственная пошивочная мастерская. Как связаны эти два направления?
— Началось всё с коневодства, но зимой якутские лошади по большей части предоставлены сами себе. Лишь временами мой муж ездит и присматривает за ними, а мы с детьми остаемся дома.
Как-то в преддверии нового года мы решили попробовать себя в рукоделии. На носу был год собаки, поэтому мы решили сшить плюшевых щеночков для новогодней ярмарки. Игрушки получились очень красивыми, желающих приобрести было много. Мы были обескуражены таким поворотом, но еще больше нас удивило то, что наши поделки приглянулись Саргылане Неустроевой, председателю НКО «Амма кырдалын ыччата». После чего к нам поступил заказ на 200 игрушек. Мы были очень счастливы!
— И вы вручную сшили все 200 штук игрушек?
— Если бы только 200 штук, заказ был принят, и мы начали шить, сын помогал выворачивать и набивать тело игрушек наполнителем. В процессе к нам присоединились мои подружки. Мы почти закончили их, но заказ вырос до 600 штук. Упускать такую возможность было нельзя! И вот уже подключились даже мои соседки и мы за две недели вручную сшили все 600 собачек. На эти деньги мы и купили нашу первую швейную машинку.
— Можно сказать, что бизнес начался с воли случая?
— Не совсем. Еще до моего решения стать предпринимателем, у меня была мечта сшить красивое якутское постельное белье. Я не сидела на месте и потихоньку искала как можно реализовать эту идею. И как-то раз в своих поисках наткнулась на одного производителя из г. Иваново, который был готов по моим меркам и дизайну выпустить партию текстиля для пошива постельного белья, и я влезла в кредит и решила рискнуть.
Кроме того, большую роль сыграло то, что это дело понравилось моему старшему сыну. Мы давно были в поисках занятия, которое могло бы по-настоящему его увлечь. Занимались всем, даже бисером, мы делали магнитики «ягодки», которые продавались в сети магазинов «Камелек» но всё было не то, сына бисер не заинтересовал… Пока мы не взялись за тот заказ с игрушками. Он так увлекся процессом изготовления игрушки, что мы поняли, что наконец-то нашли правильное направление.
— Что же послужило толчком для развития?
— Как раз в то время, в рамках поддержки молодежного предпринимательства был объявлен конкурс на получение гранта главы республики. Мы решили принять в нем участие, успешно защитили проект на улусном отборе, а затем и перед комиссией министерства.
Выиграть грант помогло то, что у нас уже был опыт работы с заказами, а также то, что мы смогли показать пробный экземпляр нашего постельного белья «Утуйар танас», который мы заказали в той самой фабрике, о которой я говорила ранее. Думаю, они поверили в наш серьезный настрой и ответственный подход.
— Полагаю вы и без гранта смогли бы добиться успеха с вашим настроем. Как теперь развиваете дело?
— Мы решили выпускать домашний текстиль: постельное белье, шторы, скатерти и другой домашний текстиль. Для этого мы открыли творческую мастерскую «Сашок», где нам помогают три девушки-рукодельницы: одна отвечает за постельное белье, есть мастерица-лоскутница и девушка, которая шьет сувениры, игрушки и украшения. У нас пока нет собственного магазина, поэтому мы реализуем свою продукцию через наших партнеров АО ФАПК «Сахабулт», так потихоньку и развиваемся.
— А как же частные заказы? Или вы решили сконцентрироваться только на фабричном производстве?
— С частными заказами мы тоже работаем. Больше всего люди пишут нам в Instagram, но однажды я получила настоящее письмо по почте, прямо как в старину.
Оказывается, на одной из ярмарок, где мы презентовали свою продукцию одна бабушка так и не решилась купить белье, но взяла визитку. И пишет в письме: «Никак не могу выкинуть из головы ваше лоскутное постельное белье». Просила сшить для нее комплект. Ну как мы могли отказать? Мы связались с бабушкой, согласовали расцветку, габариты и отправили ей индивидуальный комплект.
— Помимо текстильной продукции на прилавках можно найти Якутскую пастилу «Алаас ахтыл5ана». Не расскажете, как пришли к этой идее?
— Наши лошади, текстильный бизнес, приготовление пастилы – всё это подсказали нам наши дети.
Год назад, когда моей младшей дочке исполнилось 8 месяцев, я задумалась о здоровом питании. Пастила совсем не содержит сахара, поэтому её могут есть маленькие дети.
Я вырастила у себя на огороде арбузы и дыню, и задумалась над тем, как можно их сохранить на зиму, ведь где найти у нас в Якутии хорошие арбузы зимой? И узнала, что можно приготовить из арбуза пастилу и чипсы, тогда он может храниться очень долго.
Первая партия получилась на удивление хорошо. Я угостила своих подруг, на что они сказали «нужно всем рассказать об этой вкуснятине».
— Как ваша пастила обрела популярность?
— Я привезла пастилу на «Ярмарку выходного дня», которую организовал минсельхоз. К моему удивлению, не простояла там и часа, как пастилу моментально раскупили. Даже на НВК успели рассказать о том, что появилась вот такая новинка. После этого, ко мне приехали репортеры из НВК и сняли репортаж о нашем производстве.
— Как сейчас продвигается это направление?
— Пастилу мы готовим из наших ягод: брусники, черной смородины, голубики, иногда из клубники. Ягоды собираем сами и потихоньку скупаем то, что появляется на рынке.
Ещё в прошлом году мы сертифицировали наше производство и начали продавать пастилу в обычных пластмассовых тарах для пищевой продукции. Нашу пастилу заметила Нюргуяна Заморщикова, основатель и владелец бренда «Сахачай». Она и подсказала мне идею как сделать упаковку и в целом брендировать продукт. В то же время, Михаил Павлов, директор АО ФАПК «Сахабулт», заметив наш продукт на «Ярмарке продовольствия», сказал, что хочет видеть нашу пастилу в киосках «Сахабулт».
Говоря об упаковке, я была рада, что в этом году попала в программу «Предвыращивание» Центра «Мой бизнес», благодаря которой мне сделали 500 шт. упаковки для пастилы, интернет-сайт и привязали к нему Instagram, а также помогли оформить ЭЦП.
Успех меня окрылил! На данный момент мы реализуем нашу продукцию через «Сахачай», «Сахаагропродукт» и совсем недавно подписали соглашение с пекарней «Сладкие мечты». У меня и сегодня рождаются идеи как сделать пастилу еще вкуснее и привлекательней.
— Как успеваете совмещать сразу три направления бизнеса, не забывая о семье?
— Сказать честно, за всем уследить трудно. У меня постоянно появляются новые идеи, хочется реализовать новые проекты. В какой-то степени это и помогает мне работать, я получаю от работы удовольствие и настоящий заряд энергии.
А чтобы успевать за всем я создаю себе план из трех столбцов: «горит», «не горит», «может подождать». По такому принципу и живем. По секрету, домашние дела часто и уходят в «может подождать», ради развития можем изредка себе такое позволить.
— Не жалеете, что ушли с работы по найму?
— Нет, ведь бизнес начинается с мечты. Я согласна со слоганом: «когда занимаешься любимым делом, ни дня, ни минуты не работаешь, а живешь».
Когда я работала кредитным аналитиком в банке, мне всегда было интересно наблюдать за «историями успеха» других предпринимателей, всегда с интересом слушала их рассказы, что делают как делают, и мечтала открыть своё дело. Я анализировала их бизнес-планы, просматривала расчеты, но сама не решалась начать бизнес.
А после ухода с работы я пребывала в состоянии сильного стресса из-за страха перед неизвестностью. Но несмотря на это у меня была цель – я должна была любым способом научится зарабатывать самостоятельно. Я просто избавилась от своих страхов и это помогло мне идти вперёд, успех без страха не приходит.
— Но достаточно ли наличие мечты для начала бизнеса?
— Мечтать, конечно, замечательно, но нужно научиться визуализировать. То есть начать прикидывать, как и каким способом ты мог бы достичь своей мечты. А затем неплохо бы перенести это всё на бумагу. Тогда ваши мечты превратятся в планы, в предварительный проект.
Многие предприниматели думают, что бизнес-план – это формальность, которую нужно подготовить для инвесторов. Но на самом деле бизнес-план нужен самому предпринимателю. Он станет вашей настольной книгой, чек-листом, который содержит все планы и расчеты, которые нужно воплотить. При этом нужно не только достигать цели, но и учиться анализировать свои действия. Оглядываться назад и смотреть, какие решения помогли, оказались наиболее эффективны в достижении результата.
Пожелаем Вере Петровне дальнейших успехов, счастья в семье и непрерывного развития! Надеемся, что эта история поможет вам избавиться от страхов и начать действовать.
ГАУ РС (Я) Центр «Мой бизнес»