Новости
В Якутске завершился первый чемпионат по креативным технологиям «Айар уустар»
16 октября 2023

В Якутске состоялся первый чемпионат по креативным индустриям «Айар уустар – Творящие мастера». В нем участвовали средние специальные учебные заведения Якутска и Ханты-Мансийского автономного округа. Конкурс шёл по двум направлениям – компьютерные технологии и «Мода и дизайн». На протяжении пяти дней юные мастера соревновались в десяти компетенциях по этим двум видам и в итоговом шоу выдали отличные результаты.

Лидер «великолепной семерки»

Это первое большое отраслевое соревнование-чемпионат профессионального мастерства по направлению «Креативные индустрии». В 2022 году Президент России Владимир Путин дал поручение по подготовке кадров для креативных индустрий.  При этом подчеркивалось, чтобы кадры готовились за короткое время, а для этого подходит система профобразования. В ответ на это поручение Министерство науки и образования организовало конкурс-отбор, который прошли семь регионов России, в том числе наша республика.   Якутия стала победителем Российской национальной премии в сфере креативных индустрий (Russian Creative Awards) 2022 года в номинации «Креативный регион».

— Сам чемпионат не имеет аналогов по России. Вообще столь большой чемпионат такого характера проводится впервые, — рассказала Любовь Афанасьева, заместитель директора Института развития профессионального образования.

—   В нем принимают участие 50 студентов из разных колледжей – Колледжа креативных индустрий «Айар уустар», Колледжа цифровых технологий «Ай – тыын», Колледжа инфраструктурных технологий, Намского педагогического колледжа, Якутского промышленного техникума, учебных заведений Ханты-Мансийского округа.

Тема – вечная мерзлота

Мы уже привыкли к тому, что наше главное отличие от других, наш главный креатив, а не досадная климатическая особенность, как раньше считалось – это холод. Так вот, соревнование состоялось по десяти компетенциям: цифровой модельер, дизайн модной одежды и аксессуаров, графический дизайн, фото, анимация, веб-технологии, разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений, 3Д-моделирование для компьютерных игр, технологии моды и ювелирное искусство, а тема у всех одинаковая – «Царство вечной мерзлоты».

Смотрели не только на творческие навыки, но и на командообразование – так, команды из пяти человек были образованы рандомным способом — создавались согласно выпавшему жребию, подготовиться заранее возможности не было.

Чемпионат проходил на площадке исторического парка «Россия – моя история».

Мастер-класс по ювелирному искусству, к примеру, проходил в коридоре.

Рядом ребята подошли на профориентацию – им предложены разные программы, начиная от тренингов: для школьников — как определить свое будущее по направлениям, для студентов — как пройти собеседование, составить резюме. Занятия на командообразование провел Центр опережающей профессиональной подготовки.

А судьи кто?

Далее в залах расположились команды. К полудню третьего дня чемпионата аниматоры уже закончили работу, сообщают мне. Остальные – в процессе.

— По информационным технологиям тема тоже «Вечная мерзлота», — рассказывает мне Любовь Афанасьева. — По этой теме готовят продукт на свою фантазию – это может быть сайт, мобильное приложение или компьютерная игра.  Самое главное — чтобы ребята могли не только создать, но и защитить свой проект. Ребята в процессе конкурса между собой подружились, так у них налаживаются связи, и после учебы они могут сотрудничать, стартап какой-нибудь сделать.

Амбассадоры мероприятия — люди весьма известные именно своим творчеством, они же и члены: Наталья Оконешникова, фудблогер, Раиса Пельтцер, создатель авторских ювелирных украшений, Изабелла Чэрина, ювелирная компания «ЯЗолото», Никита Андреевич Васильев, преподаватель АГИКИ, а председатель жюри — Алексей Егоров-Еркен.

 Творчеству необходима свобода

Главный эксперт по графическому дизайну Светлана Митрофановна Михайлова, преподаватель колледжа креативных индустрий, рассказала, что оценка будет как командная, так и индивидуальная.

— Индивидуальная оценивается именно по техническим параметрам – как правильно сохранить файлы, как их по цветам разделить, — объясняет она. – Отдельные требования в анимации — в векторной программе, чтобы легче было рисовать и анимировать. Я вижу, что ребята сдружились, и работа у них идёт хорошо.

Константин Пермяков из Ханты-Мансийского округа — студент четвертого колледжа в Советском политехническом колледже по специальности «Графический дизайн». Он участник чемпионатов «Worldskills» и «Хакатон», так что имеет определенный опыт.

— Мне здесь понравилось то, что совмещены элементы прошлых чемпионатов, есть задания на время и элементы из «Хакатона», когда дается полная свобода, когда ты можешь выбрать свою тему, и тебя никак не ограничивают, —  поделился Константин. — В данный момент мы с командой работаем над созданием компьютерной игры в Low poly стиле. Моя задача заключалась в том, чтобы разработать логотип и фирменный стиль игры, а также разработать дизайн для сайта и корпоративных продуктов.  Понятно, что за три дня игру создать под ключ не получится, будет только некий прототип на уровне идеи.

Ювелирное искусство

Соревнования в направлении «Мода и дизайн» проходят в пяти компетенциях — дизайн модной одежды и аксессуаров, цифровой модельер, технология моды, ювелиры, фотография.

В следующем зале – ювелиры. За пронумерованными столами сидят три девушки и один юноша. Сейчас, как мне объяснили, юные ювелиры изготавливают подвеску.

— Делается она из серебра 925-й пробы со вставкой из фианита, — говорит Айысен Атасов, главный эксперт по ювелирному делу. — Задания разделяются по модулям, работают строго по семь часов каждый день.  Чертеж изделия у них есть изначально, конкурсанты же придумывают креативную часть на определенную тему. Все материалы полностью выдаем.

Независимые эксперты будут оценивать работу аж по шести критериям.

Как отмечают эксперты, ребята тут набирают опыт, и параллельно идет отбор на профессиональный российский конкурс. Обычно участники из нашей республики показывают хороший результат: так, Мария Филиппова из Якутского промышленного техникума заняла второе место по России в прошлом году. Забегая вперед, отмечу, что Мария стала победительницей в личном первенстве и в этом чемпионате.

Создаем модный «look»

Перехожу в зал с вывеской «Технологии моды» и попадаю в модное ателье. Швейные машины, манекены с элементами костюма и самое главное – ребята, которые трудятся над созданием образа.

— В первый день у них был мозговой штурм: вырабатывали свою легенду и какой образ хотят получить, — рассказала Надежда Ивановна Тарасова, главный эксперт компетенции «Технологии моды». — Потом они сами закупали материалы, а дизайнеры представили технические и художественные эскизы, модельеры сделали лекала. Дизайнеры с технологами сделали закуп на выделенные 25 тысяч рублей – подобрали материалы, сами все закупили за ограниченное время – два часа. Докупать или заменять недостающие материалы им не разрешается, вплоть до иголок, лапок, мелких крючков — все они должны рассчитать. Участвуют студенты разных курсов, но это уже те ребята, которые имеют опыт работы в чемпионатах. К этому чемпионату отрабатывали только технику и технологию. От этого нового формата все – и ребята, и эксперты — в восторге. Глядя на закупленные материалы, у посвященных прямо руки чешутся – так хочется творчества.

Вчера у фотографов и некоторых ювелиров работа закончилась, однако они помогают своей команде – трудятся все по пять человек.

Бык холода на платье

Подхожу к одной из команд. Вижу на манекене многослойную пышную юбку из прозрачного материала. Девушка вырезает из блестящего материала полумесяцы и объясняет мне, что они украсят подол.

— Концепция нашего лука – это Бык холода и восемь месяцев зимы, — говорит Кунэ-Куо Архан, студентка третьего курса колледжа «Айар уустар». – Палитра цветов у юбки передает смену сезонов по месяцам. На груди будет звезда, а из-под накидки платья появится сначала один рог Быка холода, затем — второй. На корсете будет изображена голова быка. Сейчас мы столкнулись с такой проблемой: корсет шили на манекене, но у нашей модели оказались другие параметры, поэтому сейчас меняем на ходу. Волнения как такового нет, хотя это мой первый конкурс. С командой мы за эти дни уже сдружились и хорошо понимаем друг друга.

Чемпионы-творцы

И вот — закрытие чемпионата.  Прошло оно в Квартале труда. Размахивая флагами Якутии и России, юноши и девушки «зажгли» зал. Затем состоялось награждение в личном первенстве и защита проектов команд.

Участники по направлению «Информационные технологии» представили очень интересные проекты, а от образов, созданных участниками в направлении моды, невозможно было оторвать взгляд!

— Мы создали игру «Выживание-симулятор» — о том, как выжить в чрезвычайных ситуациях: у нашего героя ломается автомобиль на зимней трассе, и нужно помочь ему выжить, — сказал Илларион Илларионов, победитель в компетенции «3Д-моделирование компьютерных игр», студент 3-го курса Якутского колледжа связи и информационных технологий. – Мы изучили материалы и решили сделать образовательную систему в виде игры. Мне понравилось, как мы смогли создать команду и работать вместе.  Я учусь на разработчика веб- и мультимедийных приложений, увлекаюсь 3Д-моделированием. Наша компетенция отвечает за внешний вид игры, и я был ответственным за это. Чемпионат очень интересный – я получил новый опыт и новые знакомства.

По направлению «Информационные технологии» победу одержала команда №5, наставник Алексей Гаврильевич Егоров, а по направлению «Дизайн и мода» победу одержала команда №4, наставник Айна Николаевна Куртц.

— Данный чемпионат – очень важное мероприятие, мы хотим развивать креативные индустрии в республике, сделать из этого целую отрасль, как мы в свое время создали IT-отрасль, которая в 2021 году сгенерировала 4,5 млрд рублей, а это налоги и рабочие места. Сегодня мы видим, что в анимации, дизайне, моде и других направлениях тоже можно сделать прорыв, а для этого нужны кадры, выявление талантливых ребят, прокачка их навыков. Я уверен, они смогут добиться успеха на мировых рынках – отметил Анатолий Семенов, заместитель Председателя Правительства РС(Я).

Источник