В ЦСР обсудили, как будет развиваться регулирование платформенной занятости

В Центре стратегических разработок прошел круглый стол «Платформенная занятость в новых условиях: что меняется после закона о платформенной экономике». Вместе с представителями Минэкономразвития, Государственной Думы, экспертного и академического сообщества, а также ведущих цифровых платформ обсудили принятый закон о платформенной экономике и будущую нормативную детализацию на уровне подзаконных актов.

По мнению участников, принятый закон стал важным шагом в формировании базовой регуляторной рамки, но именно сейчас начинается самая тонкая и содержательная часть работы — наполнение этой рамки инструментами, понятиями и механизмами.

Модератор круглого стола, генеральный директор ЦСР Павел Смелов отметил: «Россия — одна из немногих стран, где цифровые платформы стали действительно системной частью экономики. У нас не просто внедрены технологии, у нас родилась своя модель — и это серьезное конкурентное преимущество. Сейчас наша задача — не упустить лидерство, сделать следующий шаг — превратить платформенную экономику в полноценную экспортную модель. Речь уже не только о технологиях, а о новой логике экономического устройства, которую можно транслировать за пределы страны».

Также, по его мнению, ключевым направлением следующего этапа становится вопрос платформенной занятости: «Мы живем уже в новой реальности: есть платформа, есть платформенная экономика, а мы все еще продолжаем держаться за старую модель социального обеспечения, как будто ничего не изменилось. Систему социального обеспечения нужно пересматривать с учетом того, как реально устроен рынок занятости сегодня. У людей появляются другие принципы финансовой устойчивости: инвестиции, подушка безопасности, дополнительные доходы. Поэтому важно не только защищать, но и обучать — помогать людям ориентироваться в современных форматах работы и принимать осознанные решения. Особенно если речь идет о тех, для кого платформа — это не основная, а дополнительная занятость».

В Минэкономразвития подчеркнули, что реализация закона потребует гибкого и последовательного подхода, особенно в части занятости. Основной акцент в ближайшие месяцы — работа над подзаконными актами, запуск механизма реестра цифровых платформ и подготовка разъяснений.

«Россия продвинулась далеко в развитии платформенной экономики: у нас уже есть собственные эффективно работающие модели, которые вызывают интерес за рубежом. Но важно не остановиться на достигнутом. Платформы развиваются стремительно, и регулирование должно не тормозить, а сопровождать этот процесс, быть гибким и точечным. Мы видим, что граждане принимают решения исходя не только из логики будущего, но и из сиюминутных обстоятельств — и пенсии и социальные гарантии воспринимаются не всегда как реальные ценности. Поэтому платформа может стать каналом, через который мы переосмыслим социальную политику — на уровне продукта, удобства, доверия. У нас есть примеры, когда цифровые, платформенные сервисы становились для исполнителей необходимым инструментом для легализации и соблюдения требований законодательства, включая расчет и выплаты по налогам. Платформенные инструменты доказали удобство и востребованность. В свою очередь, данный подход дает дополнительные возможности для обеспечения контроля со стороны государства. Наша задача сегодня — не впадать в крайности, а сохранить открытый диалог, гибкость и продуманность. Именно в этом — сила платформенной экономики», — отметил Владимир Волошин, директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития.

Депутат Государственной Думы Станислав Наумов сообщил, что при Комитете по экономической политике будет создан экспертный совет, который займется углубленной проработкой нерешенных вопросов.

«В сентябре мы готовы двигаться дальше. Лично для меня сегодня есть три приоритета. Первый — это экспортная ориентация: платформы должны помогать российскому бизнесу выходить на внешние рынки, а не только регулировать доступ иностранных игроков к нашему. Второй — развитие внутреннего B2B-взаимодействия, где онлайн-платформы могут стать полноценной инфраструктурой кооперации между поставщиками. И третий — использование платформ для повышения эффективности государственных и муниципальных закупок», — сказал он.

Что касается платформенной занятости, то, по словам депутата, это не просто регуляторная тема — это вопрос наполнения социального фонда и, как следствие, реальной возможности повысить минимальный уровень пенсий в тех регионах, где он сегодня объективно недостаточен. «Именно так я понимаю социальную задачу регулирования», — заключил он.

Бизнес поддержал общий вектор, но обратил внимание на необходимость дифференцированного подхода. Представители отрасли подчеркнули, что единые нормы для платформ с принципиально разными моделями — от маркетплейсов до агрегаторов услуг — могут обернуться рисками для гибкости и занятости.

«Платформенная экономика уже изменила рынок, а режим самозанятых доказал, что люди готовы выходить из тени, если им предложить прозрачные и удобные условия. Давайте не упразднять то, что работает, а перестраивать старое — чтобы экономика, занятость и система взносов развивались синхронно», — заявил Антон Данилов-Данильян, заместитель председателя «Деловой России», руководитель рабочей группы агрегаторов транспортных услуг при РСПП. По мнению генерального директора Ассоциации цифровых платформ Юрия Богданова«именно цифровизация, развитие платформ и режим налогов на профессиональный доход дают государству шанс вытеснить серые практики за счет прозрачности».

«Платформенная занятость формируется в большей степени в отраслях с высоким спросом на гибкие виды занятости, позволяя расширить участие различных групп населения в экономике. Поэтому важно не просто предлагать им стандартные социальные преференции, а понимать, что им действительно нужно и чем они готовы пользоваться», — отметила Римма Чичакян, директор направления по правовым вопросам и взаимодействию с государственными органами «Яндекс Такси».

Поддержал эту позицию и представитель Ozon Александр Васильев«Мы живем уже не в индустриальной, а в постиндустриальной экономике, и регулирование должно это учитывать. При этом важно сохранять выбор между разными форматами занятости и не ограничивать новые модели», — отметил он.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что развитие платформенной экономики требует не жесткого регулирования, а тонкой настройки и внимательного отношения к специфике. В числе приоритетных направлений участники выделили необходимость уточнения критериев добросовестности платформ, формирование механизмов разграничения занятости и теневых схем, а также работу над статусом исполнителя и инструментами защиты. Особое внимание было уделено созданию устойчивого формата диалога между государством, бизнесом и экспертами — как на парламентской площадке, так и в рамках реализации закона на практике.

Источник