Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов
В России запустили программу «5 шагов для городов» по изменению городской среды
12 апреля 2022

Всероссийская программа «5 шагов для городов», которая направлена на качественные изменения городской среды, запущена 11 апреля. Ее разработали ВЭБ.РФ и КБ «Стрелка». Задача программы – это быстрые и позитивные преобразования в городах, которые почувствует каждая семья в России. Подать заявку на участие можно до 30 апреля на сайте. Все желающие смогут предложить и в дальнейшем реализовать свои проекты по развитию городских территорий. АСИ станет партнером проекта.

«Мы хотим, чтобы в стране началось позитивное соревнование – кто быстрее создаст вокруг себя совершенно измененную среду. Будем здесь опираться на активные группы молодежи, общественные группы в городах. Мы постараемся на базе Московской школы управления «Сколково» запустить в ближайшие месяцы новый образовательный проект. Мы хотим сделать его интересным, чтобы он давал больше «жизни», но опирался в первую очередь на знания и опыт тех, кто живет в городах. Впереди большая задача – организовать партнерство преподавателей, профессоров, специалистов и тех, кто создает проекты на местах», — заявил председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.

В АСИ готовы поддержать проект, рассказала руководитель программы развития сети коллективных пространств «Точка кипения» Алина Яшина.

«Программа полностью перекликается с нашей ключевой задачей – это повышение качества жизни человека. Мы рады, что есть возможность объединять ресурсы государства и негосударственного сектора, использовать лучшие решения в интересах человека. Готовы предоставлять «Точки кипения», чтобы все желающие, в том числе молодые ребята, собирались там, думали, как изменять города и использовали наши возможности взаимодействия с государством, бизнесом, общественными организациями. Команды «Точек кипения», которых у нас уже 144, будут рады помогать менять среду вокруг себя», — заявила Алина Яшина.

Пять направлений программы предусматривают комплексное воздействие на городскую среду: начиная от капитального ремонта подъездов и заканчивая организацией городских мероприятий и событий, интересных для горожан. Каждый шаг программы содержит шесть направлений проектов, три из них являются приоритетными. Командам городов предстоит реализовать три проекта внутри одного шага: два приоритетных и любой другой – на выбор. Также они смогут предложить свои собственные креативные проекты.

Структура программы «5 шагов для городов»:

  1. «Город рядом» (Город в шаговой доступности): приоритетные направления проектов – «Подъезды жилых домов», «Площадки для выгула собак», «Карманные парки»; остальные направления – «Витрины продуктовых магазинов», «Остановочные павильоны», «Почтовые отделения»
  2. «Сохрани планету» (Устойчивый город): приоритетные направления проектов – «Пункты раздельного сбора отходов», «Посадка и уход за деревьями», «Фандоматы»; остальные направления – «Экологические уголки в школах, вузах», «Экологические тропы», «Очистка берегов рек и водоемов»
  3. «Вдохни жизнь» (Гибкий город): приоритетные направления проектов – «Паблик-арт с вовлечением жителей», «Временное благоустройство парковок», «Районные молодежные центры»; остальные направления – «Тестовое благоустройство заброшенных территорий», «Городские артефакты», «Временные пешеходные пространства»
  4. «Добавь энергии» (Здоровый город): приоритетные направления проектов – «Велоинфраструктура», «Фермерские рынки, ярмарки и общественные огороды», «Инклюзивные игровые и спортивные площадки»; остальные направления – «Сервисные пункты в парках», «Площадки для экстремальных видов спорта», «Объекты для зимних видов спорта»
  5. «Собери своих» (Интересный город): приоритетные направления проектов – «Кинопоказы», «Экологические лекции и мастер-классы», «Экологические прогулки»; остальные направления – «Практические городские лаборатории», «Городские экскурсии», «Фестивали здорового питания»

Целевая аудитория программы – более 31 млн молодых людей в возрасте от 12 до 35 лет: подростки, студенты, специалисты. При составлении программы учитывалось мнение молодежи, проживающей в российских городах: эксперты изучили порядка 1,5 млн текстов в социальных сетях, цифровое анкетирование охватило больше 1 тыс. студентов ВШЭ, РАНХиГС, ВГУ, ТГУ и УГАТУ, также состоялись 34 фокус-группы в 13 вузах из 12 регионов России. Результаты исследования представил партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов.

«Я бы выделил три важных момента: первое – молодежи остро не хватает своих мест в городе, где можно собраться с друзьями, заняться делами по душе без навязчивого контроля и надзора. Второе — все больше внимания уделяется качеству среды рядом с домом: возрастают требования к подъездам, к виду из окна, к степени благоустройства и ухоженности улиц и дворов. Третье – запрос на интересную и разнообразную жизнь, на праздники в каждом районе города», — сообщил Муратов.

Источник