В порядок предоставления социальных услуг вносятся изменения

В рамках XXII (внеочередного) пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) шестого созыва под председательством Петра Гоголева 1 декабря 2020 года в дистанционном формате рассмотрен проект регионального закона, вносящий изменения в нормативно-правовое регулирование сферы социального обслуживания.

Проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О социальном обслуживании граждан в Республике Саха (Якутия)», внесенный по законодательной инициативе Главы Республики Саха (Якутия) и правительства региона, принят в первом чтении.

Информацию представил председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости Владимир Чичигинаров.

Проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О социальном обслуживании граждан в Республике Саха (Якутия)» разработан в рамках полномочий Республики Саха (Якутия), установленных пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.

Статьей 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 22 января 2015 года 1404-3 № 363-V «О социальном обслуживании граждан в Республике Саха (Якутия)» к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в сфере социального обслуживания отнесены следующие полномочия: утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республике Саха (Якутия); утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания в Республике Саха (Якутия); утверждение порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг; определение размера и порядка выплаты поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Республики Саха (Якутия), но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), компенсации за предоставление социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой.

На федеральном уровне подпунктами 4 и 16 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» полномочия по утверждению номенклатуры организаций социального обслуживания и утверждению примерного порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг отнесены к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Согласно пунктам 10, 11 и 24 статьи 8, пункту 8 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» указанные полномочия в целом отнесены к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определены требования к структуре порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг:

1) наименование социальной услуги;

2) стандарт социальной услуги;

3) правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату;

4) требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания.

В указанной статье Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ установлены требования к стандартам социальной услуги. Стандарт социальной услуги является весьма объемным и узкопрофессиональным специфическим документом, подробно описывающим все алгоритмы (показатели по объему услуги, затрачиваемое время, периодичность).

В связи с чем, порядок предоставления социальных услуг по своей структуре и содержанию приближен к требованиям, предъявляемым к административным регламентам.

Следует отметить, что порядок предоставления социальных услуг и стандарты социальной услуги не могут быть статичными документами в силу необходимости их адаптации к постоянно изменяющимся условиям с учетом правоприменительной практики.

На основании вышеизложенного возникает необходимость внесения изменений в порядок предоставления социальных услуг в целях его адаптации. Таким образом, порядок предоставления социальных услуг, исходя из его целей, задач, структурного содержания и объема, представляется целесообразным утверждать приказом уполномоченного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере социального обслуживания.

В соответствии с пунктом 24 статьи 8 и частью 8 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» полномочия по утверждению номенклатуры организаций социального обслуживания, установлению порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, определению размера и порядка выплаты поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), компенсации за предоставление социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой, в целом отнесены к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с чем, согласно статье 1 законопроекта предлагается закрепить за уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в сфере социального обслуживания — Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) ряд полномочий.

Таких как: утверждение порядка предоставления социальных услуг; утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания в Республике Саха (Якутия); установление порядка утверждения тарифов па социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг; определение размера и порядка выплаты поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Республики Саха (Якутия), но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), компенсации за предоставление социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой.

С учетом положений статьи 11 Федеральною закона от 24 ноября 1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предлагается часть 1.2 статьи 25 Закона Республики Саха (Якутия) «О социальном обслуживании граждан в Республике Саха (Якутия)» изложить в новой редакции.

В соответствии с новой редакцией уточняется, что социальные услуги предоставляются гражданам бесплатно в реабилитационных центрах, подведомственных уполномоченному органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в сфере социального обслуживания.

Пресс-служба Ил Тумэна