Проблема монополий
Уровень монополизации рынка онлайн-торговли в России крайне высокий, считают в ФАС. По словам главы ведомства Максима Шаскольского, правила в отношении продавцов на крупнейших маркетплейсах необходимо менять.
Отвечая на вопросы «Известий», в ФАС напомнили также, что в феврале служба выдала предупреждения двум крупнейшим маркетплейсам России о необходимости обеспечить добровольный прозрачный и прогнозируемый механизм участия продавцов в акциях. После этого платформы в июне 2025 года исполнили предупреждения ФАС. В августе в ФАС поступили многочисленные жалобы от представителей МСП. А в начале октября члены экспертного совета при ФАС по развитию конкуренции в области информационных технологий посчитали, что действия маркетплейсов содержат риски.
В пресс-службе ФАС «Известиям» заявили, что в настоящее время в антимонопольном законодательстве установлены специальные нормы и критерии, при наличии которых хозяйствующий субъект, владеющий цифровой платформой (маркетплейсы), признается занимающим доминирующее положение.
«Однако специальных критериев в отношении нетранзакционных платформ (социальные сети, поисковые системы, видеохостинги) в антимонопольном законодательстве не содержится», — заявили в ведомстве.
Как добавили в ФАС, служба предлагает установить совокупность условий, при наличии которых владелец нетранзакционной платформы будет считаться занимающим доминирующее положение.
«В настоящее время документ находится на стадии разработки», — уточнили в ФАС для «Известий».
Правительство поручило ФАС подготовить к концу 2027 года ряд законопроектов по антимонопольному регулированию работы маркетплейсов. В частности, необходимо создать площадку, где возможно отслеживать в реальном времени спрос и предложение на высокотехнологичную продукцию.