Новости
В «Деловой России» прошел форум по развитию транспортно-логистической отрасли
20 мая 2023

17 мая на Делегатской прошел форум «Транспорт и логистика в условиях новой экономической реальности». Его организатором выступил профильный комитет «Деловой России», возглавляемый членом координационного совета бизнес-объединения Вадимом Филатовым. Гостями мероприятия стали представители профильных министерств и ведомств, отраслевые эксперты, предприниматели. В рамках дискуссии участники форума обсудили актуальные для отрасли вопросы, касающиеся развития новых логистических путей и приграничной инфраструктуры, а также рынка трудовых ресурсов.

Участников форума приветствовала вице-президент и руководитель исполкома «Деловой России» Нонна Каграманян. «События последних лет, безусловно, оказали колоссальное влияние на отрасль транспортной логистики. Тем не менее, мы видим, что представители сферы – и в органах власти, и в бизнесе – прилагают все усилия по поиску перспектив развития логистики как внутри России, так и на международном уровне. Сегодня у нас есть возможность эти вопросы обсудить вместе», – сказала она, пожелав площадке успешной работы.

Открыл дискуссию «Международная логистика и санкции: новые маршруты, развитие приграничной инфраструктуры» председатель комитета «Деловой России» по транспортной логистике Вадим Филатов. «Проблемные вопросы международных пунктов пропуска, в частности проблемы погранпереходов, мы неоднократно поднимали в течение всего прошлого года. Благодаря голосу транспортного сообщества все это время проблема находится в фокусе внимания правительства», – сказал он, отметив, что диалог с властью необходимо продолжать, потому что проблемы остаются.

Гости из министерства транспорта РФ и Федеральной таможенной службы (ФТС) рассказали о мерах, которые уже были приняты и сейчас реализуются ведомствами для нормализации ситуации и развития отрасли в целом.

Директор департамента цифрового развития Минтранса РФ Дмитрий Скачков представил цифровые продукты, которые помогают ускорить процесс прохождения погранпереходов. Это система отслеживания перевозок с применением электронных навигационных пломб, механизм электронного резервирования времени на подъезд к автомобильным пунктам пропуска через госграницу, а также внедрение электронных перевозочных документов. Он отметил, что нормативно-правовая база уже сегодня позволяет использовать в электронной форме шесть видов транспортных документов и призвал компании-перевозчики активнее перестраивать свою работу под электронный документооборот. Он также сделал обзор 10 цифровых сервисов, которые сегодня действуют на пространстве ЕАЭС, и обратился к представителям отрасли с вопросом о необходимости разработки дополнительных. «Мы хотим, чтобы все было быстро, бесшовно и эффективно, а также удобно для бизнеса», – резюмировал Дмитрий Скачков.

Продолжил тему первый заместитель начальника главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС РФ Сергей Алемьянович. Он отметил, что проекты Минтранса важны для контролирующих органов, так как позволяют выстраивать собственные процессы и ускорять процесс прохождения грузов через пункты пропуска. По его словам, за последнее время удалось почти в два раза сократилось количество применяемых таможней форм контроля.

Заместитель директора АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» Алексей Петров посвятил свое выступление вопросу развитии новых транспортных коридоров, уделив особое внимание трем основным маршрутам. Речь идет о развитии логистических путей по восточному направлению, через черноморский бассейн и коридоре Север-Юг. По его словам, все три направления имеют «дорожную карту» по развитию новых логистических маршрутов, которая стала результатом совместной работы и консультаций бизнеса и власти.

Представители отрасли обратились к спикерам со своими вопросами и предложениями. Самым актуальным для них оказался ввод в действие проекта прохождения пунктов пропуска по электронной очереди. Он будет запущен в начале 2024 года на погранпереходе в Бугристом, на АПП Забайкальск и Чернышевское. Предприниматели приветствовали инициативу, но указал на наличие и других погранпереходов, нуждающихся в электронной очереди. Участники дискуссии договорились, что список таких пунктов пропуска будет представлен в министерство.

Вторую часть форума его участники посвятили обсуждению проблем трудовых ресурсов в логистической отрасли. На сессии выступили гости из Узбекистана и Таджикистана – специалист управления по координации деятельности представительств за рубежом Агентства по трудовой миграции Республики Узбекистан Севара Мамажонова и главный специалист Государственного учреждения Агентства по трудоустройству за рубежом министерства труда, миграции и занятости Республики Таджикистан Умедчон Давлатов. Они рассказали о проектах подготовки специалистов для их трудоустройства за рубежом, которые реализуются в их странах. «В Узбекистане 700 тыс. молодых людей ежегодно выходят на рынок труда. В рамках программы трудоустройства мы уделяем особое внимание подготовке людей, выезжающих за границу на работу. Готовы по вашим запросам готовить квалифицированных работников», – сказала Севара Мамажонова, указав на наличие специальных центров подготовки специалистов и центров предвыездной подготовки граждан для работы за рубежом.

Представители отрасли отметили дефицит кадров в транспортной отрасли и выразили уверенность, что дружественные страны способны помочь в решении этой проблемы. «Вопрос очень злободневный, отрасль испытывает колоссальный “голод” по водителям-дальнобойщикам, сейчас начался “голод” по водителям внутригородской доставки. С помощью этих стран можем решить вопрос», – высказал общую позицию Вадим Филатов.

Вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев указал участникам обсуждения на ряд нормативно-правовых ограничений, которые необходимо учитывать при выстраивании работы по данному направлению. По его словам, чтобы использовать труд водителей дружественных стран, необходимо их готовить с учётом требований Минтранса РФ. Для этого необходимо, в частности, согласовать программу подготовки квалифицированных водителей и урегулировать вопрос о признании программ подготовки. Участники обсуждения отметили большой потенциал сторон в сотрудничестве по данному направлению и готовность к взаимодействию на госуровне. Итогом дискуссии стала договоренность продолжить совместную работу по привлечению иностранных кадров в отрасль.

Источник