Новости
Учетная политика: что это такое и зачем она нужна бизнесу
1 декабря 2023

Законодательство позволяет предпринимателю выбирать по своему усмотрению удобные и подходящие для его бизнеса методы учета, способы расчета доходов, расходов, порядок ведения документооборота. Также бизнес может пользоваться собственными бланками первичных документов. Однако все эти правила должны соответствовать законодательству и быть зафиксированы отдельным документом – учетной политикой (УП).

Это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, в котором прописан порядок организации налогового и бухгалтерского учета. УП позволяет приводить налоговый и бухучет на предприятии к единому стандарту. То есть сотрудники должны пользоваться одними и теми же бланками, оформлять первичные документы по единым правилам.

УП у разных предпринимателей будут различаться не только по структуре и объему, но и по содержанию. Унифицированной формы для этого не существует. Предприятия могут составлять УП по своему усмотрению, руководствуясь общими принципами налогового законодательства. Грамотно составленная учетная политика должна учитывать:

  •  Организационно-правовую форму
  •  Систему налогообложения
  •  Вид деятельности
  •  Наличие сотрудников
  •  Особенности хозяйственной деятельности

Например, у ИП могут быть нюансы, связанные с совмещением налоговых режимов.

Обычно разработкой этого документа занимается штатный бухгалтер либо аутсорсинговая компания. Вновь созданная организация в течение 90 дней должна выработать свою учетную политику. Ее необязательно менять или утверждать заново каждый год, но изменения в течение года допустимы. Когда это нужно? Например, фирма начала заниматься новым видом деятельности, вступили в силу изменения законодательства о налогах и сборах, компания решила сменить метод учета или систему налогообложения. Действующие организации или ИП должны утвердить налоговую УП до начала года, в котором будут ее применять

Учетная политика для бухгалтерского и налогового учета обязательная для организаций, а ИП может ограничиться только налоговой составляющей, так он не обязан вести бухучет.

У небольших компаний с маленьким штатом и небольшим количеством контрагентов на спецрежимах УП для налогового учета будет довольно простой. Здесь можно взять за основу шаблоны и адаптировать под себя с учетом особенностей компании.

В УП для налогового учета нужно прописать следующие пункты:

  •  Ответственного за (бухгалтер, аутсорсинговая компания, руководитель)
  •  Систему налогообложения, плюс ставку налога
  •  Порядок ведения КУДиР
  •  Способы определения доходов и расходов, методы их признания (кассовый или методом начисления), оценки и распределения 

УП для целей бухгалтерского учета должен содержать:

  •  Ответственного за ведение бухучета
  •  Выбранные методы учета
  •  Порядок документооборота
  •  Контроль за хозяйственными операциями
  •  Формы первичных документов
  •  Порядок инвентаризации
  •  Формы отчетности
  •  Правила внутреннего контроля
  •  Учет займов, кредитов и затрат по их обслуживанию
  •  Программы или сервисы для автоматизации бухгалтерии

При отсутствии в организации учетной политики для целей налогообложения предусмотрен штраф в соответствии с п.1 ст.126 Налогового кодекса и административная ответственность по ст. 15.6 КоАП РФ.

Источник