Новости
Топ-5 нематериальных способов мотивации
сегодня

Когда речь заходит о мотивации, большинство сразу вспоминает о повышенных зарплатах, бонусах, премиях. Однако практика показывает, что нематериальные способы часто работают не хуже, а для многих работников становятся даже основными стимулами. Особенно хорошо это заметно в небольших командах, где развиты доверие и горизонтальные связи.

Вовлеченность в принятие решений. Сотрудник чувствует свою значимость, если дать ему возможность участвовать в процессе принятия решений. Он начинает мыслить, как партнер и проявляет готовность брать ответственность за результат. При этом важно получать обратную связь и поощрять инициативу. Так руководитель демонстрирует ценность мнения каждого члена команды.

Пример: в кофейне можно проводить «вкусовые сессии» с бариста, чтобы совместно решать, какие зерна оставить в линейке. Это поможет лучше продавать продукт, т.к. сотрудник лично участвовал в выборе.

Обучение и рост внутри команды. Речь не всегда идет о вертикальном карьерном росте. Горизонтальный рост или повышение квалификации порой мотивируют ничуть не хуже. Возможность учиться и осваивать новое не только способ удержания, но и инвестиция в общую эффективность команды.

Например, можно создать свою библиотеку полезных книг, курсов, статьей. Проводить встречи, на которых сотрудники будут делиться своим кейсами. Также в рамках этой работы можно внедрить наставничество.

Признание и благодарность. Людям важно чувствовать причастность к общему делу. Сотрудники, работающие усерднее остальных и приносящие больше всего прибыли, обычно честолюбивы и ждут признания своих успехов. Им важно выделяться на фоне коллег, а не только в зарплатной ведомости. Поэтому практика публичной благодарности отлично работает.

Можно внедрить современный аналог доски почета и отражать на нем результаты по отделам или заслуги каждого сотрудника. В рабочем чате можно подводить итоги недели и лично благодарить 2–3 человек за конкретные инициативы.

Поддерживающая среда и командная культура. Люди годами работают на одной и той же работе, когда чувствуют поддержку и уважение, в такой атмосфере коллеги становятся друзьями. Это особенно важно в малом бизнесе, где команда может восприниматься и вовсе как вторая семья.

Поэтому важно использовать элементы тимбилдинга:

·       Ритуалы: совместные обеды, выездные (спортивные, интеллектуальные творческие) мероприятия, пятиминутки в начале дня, юмор в чатах,

·       Взаимопомощь

·       Вовлеченность руководителя в повседневную жизнь команды

Тут важно также не перегнуть палку, дружеское общение не должно превращаться в панибратство или нарушать рабочий настрой.

Стоит также обратить внимание на организационную мотивацию. Она включает создание комфортной рабочей среды, включая обустройство зон отдыха, удобный график, самостоятельное планирование задач. На выполнение определенных задач или плана сотрудникам можно выделить дни, в которые они будут работать на удаленке. А если речь идет о работе, которую нельзя делать удаленно, то мотивацией может стать смещенное время начала рабочего дня.

В погоне за гибкостью важно не прийти к хаосу: нужны четкие договоренности с сотрудниками и метрики результатов. Обязательно фокус на KPI, а не часы присутствия на рабочем месте.

Нематериальная мотивация не означает дешево и просто, она также требует времени, внимания, личного участия руководителя. Такой подход вкупе с рыночной зарплатой помогает сформировать коллектив, где сотрудники поддерживают друг друга и заинтересованы в общем результате.

Источник