Начиная свой путь с маленького буксира в 2009 году судоходная компания «Новэк» имеет к сегодняшнему дню флот с различными характеристиками, позволяющими выполнять любые поставленные задачи по перевозке грузов по реке Лена и боковым притокам рек Алдан и Вилюй.
Генеральный директор и один из учредителей компании Максим Дьячков рассказал «Предпринимателю Якутии» о судоходном бизнесе.
ПЯ: Почему вы решили стать предпринимателем?
— Я с детства мечтал быть директором какой-нибудь компании. Учился в Москве на инженера, но чувствовал что это не мое. Во время студенчества увлекался бизнес-литературой и психологией. Потом поступил в аспирантуру, отучился в Италии полгода и убедился окончательно, что это точно не мое (смеется). Подумав, я решил все бросить и вернулся в Якутиювсвой родной Жатай. Тогда и начал заниматься предпринимательской деятельностью.
ПЯ: Почему выбрали именно судоходную тему?
— О, до этого я попробовал 10 разных направлений в предпринимательстве. Остановился на этом. Потому что это все-таки, на мой взгляд, перспективно, ведь грузовые и пассажирские перевозки всегда будут актуальны.
ПЯ: Когда только открывали свое дело, с какими трудностями столкнулись?
— В начале трудностей было очень много, но самая главная проблема — это нехватка оборотных средств. Изначально мы с моимнапарником Гладких Артемом взяли кредиты в банках. Потом только обратились в Фонд развития предпринимательства РС (Я), где нам под маленькие проценты дали кредиты. Все-таки это очень удобно.
ПЯ: Какой основной вид деятельности вашей компании?
— Паромная переправа — это основной вид нашей деятельности. По маршруту Якутск- Нижний Бестях. А также мы занимаемся грузоперевозками, а именно перевозкой техники, строительных материалов и сыпучих грузов.
ПЯ: Какой транспорт у вас имеется?
— Изначально у нас был маленький паром, точнее у моего напарника. А у отца была маленькая баржа и пароходы. В 2008 году решили как раз начать свой бизнес по перевозкам. Тогда почувствовали, что перспективы есть. После этого набрали кредитов и купили побольше водного транспорта.
ПЯ: Через сколько лет все это окупилось?
— Теплоходы это долгосрочные инвестиции, поэтому до сих пор окупаются (смеется).
— Как справляетесь с конкуренцией?
— Основные наши клиенты это транспортные и строительные компании.Активно общаемся сними и предлагаем свои услуги. В начале нашего дела пришлось, конечно, снизить цену, чтобы наработать себе клиентов. Установили приемлемую цену, которая была бы рентабельна, чтобы оставаться в плюсе. Сейчас уже понимаем что сфера услуг это не только цена и качество, но и отношение к клиенту. Будь с ним вежлив, иди на мелкие уступки и клиенты всегда будут J
ПЯ: Участвуете ли в тендерах и закупках?
— Да постоянно участвуем. В процентах 60-70 побеждаем.
ПЯ: Сезонность в работе влияет на ваш доход?
— Сильно не влияет. Мы стараемся выровняться. Основные сезоны, конечно, у нас лето и осень. Но,у нас, дополнительно, есть другая техника. Параллельно мы занимаемся автоперевозками. И есть еще песчаные карьеры.
ПЯ: Как вы себя рекламируете?
— Самый эффективным методом считаю приложение»2гис». Особенно для привлечения сторонних компаний. Также на здании речного порта висит наша реклама. А так самая это лучшая реклама — это хорошая работа. Особенно в маленьком городе.
ПЯ: Сколько человек работает в Вашем предприятии?
— Основной костяк уже сформировался. 35-40 человек последние пять лет с нами. Текучка только среди мотористов.
ПЯ: Вы работаете с напарником. Как у вас работа распределяется?
— Мой напарник руководит именно рабочим составом. Я отвечаю за офисную работу. Вот такое у нас разделение труда. Поэтому лично в моем подчинении два человека. В подчинении напарника 30-35 человек. Каково ему руководить не знаю, наверное, тяжело (смеется).
ПЯ: А как вы определяете, кто из вас главнее? Не возникает ли споров?
— Нужно сразу определиться кто главнее. Мы знаем что у нас главнее Гладких Артем. Он для нас авторитет. Решение всегда за ним.
— Есть ли в планах расширение бизнеса?
— В данное время мы наоборот хотим сузить свои направления. Не в количество, а в качество переходим. Улучшаем свои внутренние процессы. Потому что в свое время мы очень быстро выросли. И так как не было систем управления, у нас доходило до того что у нас 6 судов было в собственности, 6 в аренде и куча народу. Вроде и работа есть, но денег нету. Поэтому решили с количества, на качество перейти. Когда все бизнес процессы наладятся, тогда уже можно и расти дальше. Ведь доход в чистом виде что от десяти пароходов, что от четырех остается одинаково. Если при 10 пароходах неправильно вести дело, то толку от них мало.
ПЯ: Бывают недовольные клиенты?
— Очень мало. Такое редко бывает.Бываете такое, что судно садится на мель и вовремя груз не доставили, поэтомуклиент недоволен. Тогда мы идем к нему навстречу и доставляем груз за полцены или бесплатно. Поэтому работаем и по сей день.
ПЯ: Географияохвата у вас какая?
Наши пароходы плывут от Витима вниз. Кюсюр — это самая дальняя точка, куда ездили наши. Ниже не спускались до Тикси только доплывали.
ПЯ: Насколько прибыльным является Ваше дело?
— Любой бизнес выгоден, если правильно им заниматься. Хоть спички продавай, будет выгодно если ты все правильно делаешь. Все зависит от самого предпринимателя. Например, унас было много ошибок, когда только начинали вести свое дело. Поздно отправляли груз, каждый случайный отстой нам давался расходами. Так из-за одной ошибки вся летняя прибыль могла просто так уйти. Но как говорится, все приходит с опытом. Мы стали взрослее и опытнее, в авантюры уже не влезаем (улыбается).
ПЯ: И напоследок, что бы Вы пожелали начинающим предпринимателям?
— Никогда не сдаваться. Идти вперед и только вперед!