19 января вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова, директор Департамента реализации специальных проектов Юлия Шишкина и директор Департамента развития предпринимательства Денис Дыбов, провели совещание в режиме видеосвязи с новыми участниками специального проекта ТПП РФ и АНО «ЦПИРП ТПП РФ» «Семейные компании России».
В рамках мероприятия семейные компании, вошедшие в состав проекта в 2023 году, погрузились в историю семейного предпринимательства, узнали о миссии, целях и задачах проекта, познакомились с активом проекта, а также получили информацию о планах и мероприятиях 2023 года.
«Каждая третья буханка хлеба в наших руках, практически всё фермерство, большая часть сферы услуг, образование, медицина и индустрия красоты – всё это уже семейный бизнес», – отметила Елена Дыбова в своем выступлении, – «но самое главное, что всех нас объединяет, кроме основной задачи по развитию бизнеса, это построение не просто устойчивого бизнеса, а именно устойчивого семейного бизнеса, общего дела, которое будет переходить из поколения в поколение к наследникам, готовым его далее продолжать и развивать».
В 2023 году к проекту присоединилось 132 семейные компании, представляющие различные сектора экономики – производство, сельское хозяйство, сферу услуг, торговлю. В настоящее время общее количество активных участников проекта превышает 500 семейных компаний из более чем 72 регионов России.
Специальный проект ТПП РФ способствует системному развитию семейного предпринимательства в России и формированию мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства для семейных предприятий, а также созданию организаций инфраструктуры с комплексным пакетом услуг для решения текущих проблем и стратегических вызовов семейного бизнеса.
Основной задачей проекта является формирование сообщества единомышленников, объединенных общей целью – построением устойчивого семейного бизнеса, который передается из поколения в поколение.
По мнению вице-президента ТПП РФ Елены Дыбовой, самой острой проблемой, с которой сталкивается семейный бизнес, является отсутствие четкой законодательной базы, в том числе и в отношении наследования семейного бизнеса: «Как показывает опыт, очень много успешных семейных компаний разрушается именно на этапе перехода бизнеса наследникам. Разделение бизнеса – это сразу замедление деятельности, риск потери качества продукции и предоставляемых услуг, и бизнеса в целом. Именно поэтому крайне важно, чтобы появилось законодательство, которое позволяет по воле основателя компании не разрешать наследникам делить бизнес или же делать это цивилизованным образом, не разрушая его».
В связи с этим ТПП России продвигает законодательную инициативу по закреплению понятия «семейное предприятие», и рассчитывает, что в текущем году появится соответствующий закон на федеральном уровне. Тем более что в настоящее время в Рязанской области, Нижегородской области, Республике Башкортостан (в первом чтении) уже приняты соответствующие законы на уровне субъекта Российской Федерации.
Далее директор Департамента реализации специальных проектов Юлия Шишкина в своем выступлении рассказала о возможностях, которые предоставляет проект его участникам – это и Реестр семейных компаний, который даст возможность участникам проекта размещать информацию о себе и о своей деятельности, а также упростит поиск деловых партнеров. Это зонтичный бренд «Семейные компании России», который уже является специальным знаком, подтверждающим высокое качество, а также уникальность товаров, выпускаемых семейными компаниями. Это и собственные выставки Экспоцентра на Красной Пресне, в которых участники проекта могут принимать участие на бесплатной основе.
Отдельно Юлия Шишкина коснулась другого специального проекта ТПП РФ – «100 Надежд Бизнеса», который направлен на помощь семейному бизнесу в воспитании наследников семейных династий. В его рамках дети принимают участие в тренингах, мастер классах, а также других обучающих мероприятиях, помогающих им лучше понять бизнес своих семей, включиться в него и привнести новые идеи для дальнейшего развития.
Денис Дыбов, директор Департамента развития предпринимательства, рассказал участникам совещания о практической составляющей проекта, которая непосредственно направлена на развитие бизнеса в целом: семинары, мастер-классы, круглые столы с представителями власти и институтов развития, которые проходят на регулярной основе для представителей семейных компаний, а также о B2B программе по поиску деловых партнеров и контрагентов.
Свой практический опыт участия в проекте представили руководители активных семейных компаний: Наталья Земцова, генеральный директор ООО «Магия Трав» (Алтайский край), рассказала участникам совещания о том, что испытала огромную гордость, когда ее компания получила возможность использовать бренд и логотип «Семейные компании России». В короткие сроки, продукция с этим знаком завоевала любовь и уважение среди покупателей, что дало возможность увеличить объемы продаж и выйти на новые рынки. Наталья Кривенкова, руководитель ООО «ВЕИК» (Белгородская область), рассказала о том, что участие во Всероссийском Форуме семейного предпринимательства позволило ей представить компанию первым лицам государства и напрямую рассказать о проблемах и вызовах, с которыми сталкиваются семейные компании России.
Подводя итоги совещания, Елена Дыбова подчеркнула, что «Наша задача показать всей стране, что семейные компании, действительно, это те, с кем нужно взаимодействовать в первую очередь и кого необходимо поддерживать со стороны государства. Мы должны вести за собой весь семейный бизнес России — именно в этом мы видим нашу миссию по всестороннему продвижению семейного предпринимательства и стимулированию его развития на поколения вперед».
Департамент реализации специальных проектов, А.Ермошин