В Якутии создано новое ведомство по защите предпринимательской деятельности и борьбе с коррупцией. Эффективность новой структуры во многом зависит от того, насколько активно с ней будет взаимодействовать бизнес-сообщество. Об этом в интервью «Якутия.Инфо» рассказал председатель Комитета по безопасности предпринимательской деятельности и антикоррупционной политике при Торгово-промышленной палате республики Станислав Зимин.
— Станислав Владимирович, расскажите немного о себе – в какой сфере вы работали, каков ваш багаж.
— У меня высшее юридическое образование. Работал в основном в органах внутренних дел – начинал в отделе уголовного розыска, проходил переподготовку в организации систем безопасности, работал в Интерполе. Будучи сотрудником Интерпола, проходил службу на Кавказе. Потом был переведен в оперативно-розыскную часть отдела экономической безопасности и противодействия коррупции. Там получил опыт выявления дел коррупционной направленности. Имею опыт работы в муниципальных органах власти – работал в администрации Нерюнгринского района.
— Можно сказать, что создание комитета является частью общефедеральной политики по защите прав предпринимателей и борьбе с коррупцией?
— Да, такие комитеты уже давно работают во многих российских городах. Основной задачей комитета является всесторонняя защита предпринимателям именно по части экономической безопасности и противодействию коррупции. В части противодействия коррупции задачей комитета является внедрение программы антикоррупционной хартии российского бизнеса. Это своего рода кодекс чести российского предпринимателя – то есть бизнесмен берет на себя определенные обязательства по соблюдению закона. В частности, обязуется не пользоваться какими-либо преимуществами на торгах при заключении договоров с муниципалитетами и государственными органами, и так далее.
— С чем связано создание новой структуры, с учетом того, что у нас существует множество институтов поддержки и защиты бизнеса? Есть министерство, есть омбудсмен, есть фонды, есть собственно Торгово-промышленная палата, различные общественные организации. Прокуратура и ФСБ, наконец.
— Комитет является площадкой по обсуждению различных вопросов, по большей части связанных с криминальными проявлениями – коррупцией, вымогательством, мошенничеством. Мы ни в коем случае не подменяем госорганы – комитет не занимается выявлением преступлений как таковых. Но если предприниматель не всегда готов в силу определенных обстоятельств напрямую обратиться в органы, то здесь он может получить консультацию, разъяснение и в оперативном режиме решение проблемы. В комитете работают бывшие сотрудники правоохранительных органов, которые могут посоветовать обратившемуся, как поступить в той или иной ситуации. Мы служим своего рода посредником между предпринимателями и государственными органами. И естественно, поступившая информация будет передаваться в органы для ее отработки.
— С чем связана инициатива создания новой структуры?
— Если объяснить проще, то есть некоторые дела коррупционного, криминального характера, которые было бы проще расследовать при участии экспертов не из правоохранительных органов — в частности, с экспертами той же Торгово-промышленной палаты. Например, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в силу своих ограниченных полномочий, определенных 78 Федеральным законом не может напрямую принимать участие в расследовании уголовных дел. Мы уже сталкивались с такими делами и всесторонне мы не могли в них полноценно участвовать. А с появлением нового комитета на его площадке мы можем полноценно и всесторонне обсуждать проблему и привлекать к проверке правоохранительные органы. И, наоборот, подключаться к их расследованиям в части общественного контроля.
— Часто, когда предприниматели обращаются в прокуратуру, та не реагирует на их жалобы. В этой связи может возникнуть подозрение, что в прокуратуре не заинтересованы в помощи предпринимателям, хотя зачастую причина кроется в том, что попросту специалисты прокуратуры не разбираются в специфике проблем бизнеса. А в Торгово-промышленной палате все-таки больше экспертов, которые могут легче распознать проблемы, с которыми столкнулся тот или иной бизнесмен.
— Да, они лучше понимают специфику бизнеса, поскольку сами являются выходцами из бизнес-среды. Я ни в коем случае не хочу умалить значимости прокуратуры — мы готовы работать с ней, выступать экспертами. Но все-таки прокуратура ко многим вопросам подходит несколько формально. А мы можем рассмотреть проблему всесторонне – чтобы свое мнение высказала не только прокуратура, но и УФАС, МВД и другие структуры. И все то — в рамках одной площадки, предоставленной нами. То есть предпринимателю не нужно бегать по всем ведомствам, когда мы можем привлечь их всех на нашу площадку для решения его проблемы.
— Какие дела вы уже рассматриваете?
— К примеру, к нам обратились предприниматели, работающие в сфере предоставления услуг частной охранной деятельности. Они столкнулись с проблемой демпинга цен. При проведении аукционов по предоставлению услуг частной охраны недобросовестные фирмы очень сильно снижают цены, при этом сами зачастую работают с нарушением определенных правил в отрасли. Это очень специфическая тема, требующая контроля со стороны государства. Мы намерены заняться этой проблемой и, если потребуется, будем проводить комплексную проверку с привлечением органов и согласованием прокуратуры. Будем проверять фирмы, оказывающие услуги в этой сфере, которые занимаются демпингом цен, но при этом работают с нарушениями. Ведь объектами охраны являются социально значимые учреждения – школы, детсады, музеи, торговые комплексы с массовым пребыванием людей. Поэтому недобросовестная работа в этой сфере – это угроза общественной безопасности.
— Они работают легально или нелегально?
— Нет, понятия «легальный бизнес» и «нелегальный бизнес» кардинально отличаются. Нелегальный бизнес нигде не зарегистрирован. В данном случае речь идет о бизнесе, работающем с нарушениями. То есть они официально зарегистрированы, имеют лицензии, но не соблюдают всех требований законодательства о частной охранной деятельности. К примеру, привлекают к работе не сотрудников с лицензиями, а непонятно кого – неподготовленных, непрофессиональных людей, которые неизвестно как могут повести себя в той или иной ситуации. У нас уже есть список фирм, которые подлежат проверке.
— На сегодня многие уголовные дела в экономической сфере не расследуются должным образом из-за проблемы отсутствия специалистов в тех или иных сферах. Специалисты каких отраслей имеются в распоряжении у комитета?
— Если брать Торгово-промышленную палату, то там есть специалисты практически по всем направлениям. Здесь предприниматель может получить любую волнующую его информацию и разъяснение. Что касается самого комитета, то мы стараемся привлекать людей с определенным опытом и багажом знаний – например, бывших следователей.
— Можно ли сказать, что приоритеты, по которым вы будете работать, зависят от активности обращений от самих предпринимателей?
— Конечно. Точно так же, как с вышеуказанным случаем с частными охранными предприятиями, которые обратились к нам за помощью. Кстати, они решили создать Ассоциацию, в которую войдут фирмы, готовые работать законно и бороться с демпингом в своей сфере.
— Допустим, вам удалось доказать то или иное нарушение. Что дальше?
— Наш комитет не может собой подменить надзорные и правоохранительные органы. Решения комитета носят рекомендательный характер. Но в любом случае мы постараемся провести анализ всех предоставленных документов или проииницировать повторную проверку по тому или иному делу. Вообще расследование преступлений коррупционной направленности является самым сложным по части доказуемости. Оперативно-розыскные мероприятия в рамках расследования коррупционных дел – это сложный процесс, который может длиться месяцами и годами. Бывали случаи, когда дела рассыпались. Но я уверен, что ни в коем случае нельзя думать о том, что органы бездействуют.
— Но откуда тогда рождается такое мнение о бездействии?
— Работа как милиции раньше, так и полиции сегодня во многом зависела и зависит от того, насколько общество готово работать с органами и помогать им. Но общество, к сожалению, зачастую готово только обвинять, но не помогать органам. Это является, в том числе, упущением государства в части воспитательной работы. В этом плане западное общество отличается от нашего тем, что очень сильно контактирует с правоохранительными органами. Увидели нарушение – сразу взяли и позвонили. А у нас наоборот, идет негативное отношение к сотрудникам полиции. Я считаю, что это неправильно.
— Вы можете посодействовать полиции в части улучшения ее имиджа?
— Мы готовы всячески помогать правоохранительным органам. Очиститься от негативной репутации – значит показать свою результативность. Чтобы полиция показала обществу, что работает на результат и ждет от общества ответной реакции. Возьмем, к примеру, наше ведомство – мы работаем на общественных началах и не требуем ничего взамен. Но в наш адрес уже идут возгласы о том, что, дескать, создали комитет ради комитета.
А я считаю, что если относиться ко всему пессимистично и скептически, то ничего хорошего не выйдет. Заранее отмечу, что комитет является полностью независимой площадкой. И то, насколько эффективно он будет выполнять возложенные на него функции, во многом зависит от самого общества – насколько активно с нами будут взаимодействовать те же предприниматели.
СПРАВКА: Зимин Станислав Владимирович
В прошлом оперуполномоченный Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по республике. За период службы зарекомендовал себя с положительной стороны добросовестным, грамотным, исполнительным сотрудником, способным качественно и своевременно решать оперативно-служебные задачи, соответствующие должностному положению, а также исполнять возложенные на него должностные инструкции.
К сотрудничеству приглашаются как инициативные предприниматели, так и общественные организации. Телефон горячей линии: 8-924-876-12-21.
Источник: Якутия.Инфо