С введением специального налогового режима в 2019 году многие предприниматели выбирают статус самозанятого, чтобы легально работать без открытия ИП или ООО. К марту 2025 года более 12,7 млн человек применяют НПД. Согласно опросу SuperJob, услугами самозанятых пользуются 18% компаний.
Чаще всего предприятия и организации привлекают самозанятых, оказывающих услуги в сфере строительства, ремонта и проектирования; грузоперевозок и логистики, а также в IT-сфере. Компаниями также востребованы услуги маркетологов, бухгалтеров, эйчаров, дизайнеров, копирайтеров и юристов со статусом самозанятого. Для бизнеса сотрудничество с самозанятыми — это возможность привлекать профессионалов без лишней бюрократии и затрат. Однако такой формат взаимодействия имеет свои нюансы.
Самозанятые не являются сотрудниками компании, а выступают как подрядчики. Это означает, что они сами отвечают за уплату налогов и страховых взносов, а также не имеют социальных гарантий, таких как оплачиваемый отпуск или больничный. Чаще всего самозанятые работают в сферах, где важны гибкость и узкая специализация: IT, дизайн, консалтинг, репетиторство, ремонтные услуги и другие.
Сотрудничество с самозанятыми имеет ряд выгод для бизнеса:
Несмотря на преимущества, сотрудничество с самозанятыми имеет свои риски:
Пожалуй, главный риск – переквалификация договора в трудовой. Так, в марте 2024 года вступила в силу норма нового закона о занятости населения, по которой в регионах создаются специальные комиссии по борьбе с нелегальной занятостью. Комиссии будут уделят особое внимание компаниям и ИП, которые работают более чем с 10 самозанятыми в течение одного квартала и платят им от 20 тыс. рублей в месяц.
Чтобы минимизировать риски, важно соблюдать несколько правил:
Самостоятельно проверять статус самозанятого. Это можно сделать через приложение «Мой налог» или запросив справку.
Корректно оформлять договор. Необходимо указать Предмет договора (какие услуги или работы будут выполнены), сроки выполнения, порядок оплаты, ответственность сторон. Исключить формулировки, схожие с трудовыми, таких как, зарплата, режим работы, рабочее место, трудовая дисциплина и пр.
Необходимо установить четкие критерии контроля качества, KPI и предусмотреть промежуточные этапы проверки работы.
Платежи и отчетность. Оплачивать услуги через банковский перевод с указанием назначения платежа. Это поможет избежать проблем с налоговой.
Соблюдать ограничение по сумме выплат (2,4 млн рублей). Для дорогостоящих проектов этот формат может не подойти. Если в процессе работы специалист потеряет статус НПД, придется перезаключать договор с физлицом и уже платить страховые взносы. Поэтому будет нелишним запрашивать у исполнителя справку о доходах. Кстати, в некоторых случаях лучше рассмотреть другие форматы: