Новости
Предпринимателей приглашают на зимнюю сессию Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
10 января 2024

08-09 февраля 2024 года традиционно в стенах Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее – ТПП РФ) состоится зимняя сессия представителей заказчика и исполнителей государственного оборонного заказа на тему: «Размещение государственного оборонного заказа в 2024 году, правовая основа и практика заключения, исполнения госконтрактов (контрактов), контроль и
ответственность».

Мероприятие состоится с 10:00 до 17:30 по адресу: г. Москва, Чистопрудный бульвар, д.5, Деловой центр ТПП РФ. Для удобства специалистов из регионов параллельно будет организована онлайн-трансляция.

Модератор сессии: Н.А. Ермолаев, практик в области государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее – ГОЗ), представитель предприятия крупнейшего концерна оборонно-промышленного комплекса России (далее – ОПК), экс-начальник 5 отдела Управления авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности ФАС России.

В экспертном составе: Р.Д. Шацкий, заместитель директора Департамента контрактно-договорной работы Госкорпорации «Роскосмос», эксперт в области контрактно-договорной работы в сфере закупок для государственных нужд и ГОЗ, экс-работник ФАС России и Минобороны России; А.Е. Палкин, начальник отдела методологии ценообразования и ВВСТ Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России; К.С. Яромолинская, руководитель планово-экономического отдела ведущей прибыльной организации ОПК; И.А. Никитин, начальник отдела Управления контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения ФАС России.

В рамках обширной программы зимней сессии 2024 года* акцент будет сделан на особенностях размещения заданий по ГОЗ, контрактации с учетом обязательных и новых требований законодательства, выстраивании эффективного взаимодействия участников процесса и структурных подразделений внутри предприятия, а также правовом инструментарии, способствующем снижению рисков при выполнении ГОЗ.

В течение двух дней участникам сессии предстоит сформировать четкое понимание как
− правильно формировать цену на продукцию, поставляемую по ГОЗ;
− включать затраты, подлежащие возмещению за счет средств бюджета;
− использовать средства на отдельных счетах;
− заполнять комплект обосновывающих документов;
− на практике применять основные экономические и технологические основы исполнения ГОЗ по принципу «НЕТ в контракте — НЕТ в затратах»;
− выстраивать эффективную работу с госзаказчиком, в кооперации по ГОЗ;
− страховать риски и отстаивать интересы предприятия при выполнении ГОЗ.

В рамках законодательной инициативы по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей ГОЗ, по итогам мероприятия будет сформирована резолюция решений, на основе рассмотренных в рамках сессии практик, и направлена на рассмотрение в уполномоченные органы власти Российской Федерации.

ДЕНЬ 1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ГОЗ: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ВОЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ, ПЛАНИРОВАНИЕ НА БУДУЩИЙ ПЕРИОД, ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ФАКТА ПРОШЛОГО ПЕРИОДА.

Н.А. Ермолаев, Р.Д. Шацкий, К.С. Ярмолинская, А.Е. Палкин

1.1. Ключевые изменения законодательства и особенности нормативно-правового регулирования ценообразования в сфере ГОЗ в 2024 году – разбираем с представителем Минпромторга России.

− Нормативно-правовое регулирование состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, поставляемой по ГОЗ.
− Разбор основных изменений, внесенных в ПП РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ» (далее — ПП РФ № 1465).
− Разбираем ключевые нормы приказа Минпромторга России от 08.02.2019 № 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках ГОЗ» (далее — Приказ Минпромторга России № 334).
− Предложения Минпромторга России по совершенствованию законодательства в сфере ГОЗ, в т.ч. планируемые / внесенные изменения в Приказ Минпромторга России № 334.
− Меры поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК) Минпромторгом России в текущей экономической обстановке.
− Досудебные процессы урегулирования разногласий между заказчиком и поставщиком продукции по ГОЗ.
− Структура исполнения ГОЗ предприятиями ОПК: от предконтрактной работы до гарантийных обязательств.
− Нормативно-правовое регулирование ценообразования по ГОЗ.

1.2. Планирование цен. Исчерпывающий комплект обосновывающих документов для головного исполнителя и исполнителя. Порядок взаимодействия и этапы согласования с Военной приемкой Минобороны России, государственным заказчиком, заказчиком.
− Исчерпывающий перечень документов, представляемый головными исполнителями и исполнителями в рамках обоснования цены для заключения контрактов, а также комплект документов для окончательной оплаты по государственным контрактам.
− Рассмотрение типовых форм документов, порядок заполнения расчетно-калькуляционных материалов (далее – РКМ).
− Понятие лимита бюджетных средств и ограничения, связанные с ним.
− Заключение контрактов по разному уровню цен в одном периоде.
− Обязанность представления полного комплекта по кооперации. Разбор требований по кооперации стоимостью более 1 млн. рублей.
− Механизмы планирования материальных затрат (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия (работа с кооперацией)), обоснование отчетного периода, а также механизмы планирования затрат на будущий период.
− Требования к представлению документов, необходимых для окончательных расчетов по контрактам, заключенным по ориентировочным ценам. Практические примеры комплекта документов по фактически понесенным затратам.
− Рассмотрение примеров нарушений законодательства в сфере ГОЗ, выявляемых на этапе планирования и подтверждения затрат на продукцию, при регистрации цен в ФАС России.
− Разбор причин корректировки затрат, включаемых в себестоимость продукции по ГОЗ.
− Обязанность, сроки и порядок представления комплекта документов в целях заключения контрактов по ГОЗ.
− Локальные нормативные акты государственных заказчиков и предприятий ОПК.
− Комплектность обосновывающих цену документов для головного исполнителя и всей цепочки кооперации по исполнению ГОЗ.
− Административная ответственность за сроки предоставления обосновывающих цену документов: кто, когда и сколько.
− Взаимодействие предприятий ОПК с государственным заказчиком: функционал и задачи.
− Установление различных цен в одном экономическом периоде: возможность и обоснование.
− Особенности заполнения форм по определению цены затратным методом Приказа ФАС России от 16.12.2022 № 995/22.
− Согласование цены с государственным заказчиком, заказчиком с учетом
необходимости недопущения срыва ГОЗ и установления экономически эффективной
цены.

1.3. Состав затрат. Основание для включения затрат в себестоимость продукции по ГОЗ. Ограничение уровня прибыли в рамках планирования цен для заключения контрактов по ГОЗ. Особое мнение. Увеличенный лимит по контрактам ГОЗ.

− Особое мнение как инструмент при подтверждении уровня цены. Порядок и основание для направления. Рассматриваем возможность работы с формой особого мнения при
взаимодействии с Военной приемкой Минобороны России, государственным
заказчиком, заказчиком.
− Включение затрат в цену ГОЗ: техническое обоснование, документальное
подтверждение, экономическое обоснование.
− Особенности перевода цены с фиксированную.

− Кто и как определяет вид цены на продукцию.
− Совокупная стоимость единицы труда – механизм уравновешивания изменений между заработной платой и накладными расходами.
− База распределения накладных расходов: практика 2023 года.
− Рассмотрение порядка расчетов в рамках использования отдельного банковского счета (далее -ОБС) с увеличенным лимитом до 5 млн. руб. в месяц по контрактам ГОЗ.
1.4. Подтверждение плановых значений фактическими данными «Плановая цена — Раздельный учет — Фактические затраты (отчетная калькуляция)».

− Контракт как главный источник подтверждения необходимости включения затрат.
− Фактические затраты и раздельный учет, что является основой для заполнения формы 3.
− Особенности подтверждения фактических затрат: регистры учета, первичные
документы.
− Основные документы, участвующие в обосновании затрат в составе цены продукции.
− Основные направления проводимых проверок в рамках ценообразования, когда приходят ФАС России и Прокуратура.
− Первичные документы, подтверждающие затраты по ГОЗ.
− Основание для включения заработной платы и накладных расходов.
− Основание для включения материальных затрат.

ДЕНЬ 2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ, ВЫПОЛНЕНИЯ ГОЗ, ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСКОНТРАКТОВ, КОНТРАКТОВ, КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В 2024 ГОДУ.

Н.А. Ермолаев, Р.Д. Шацкий, К.С. Ярмолинская, И.А. Никитин

2.1. Размещение заданий и порядок заключения госконтрактов, контрактов по ГОЗ в 2024 году.
− Обзор ключевых изменений законодательства в сфере закупок, касающихся № 275-ФЗ: новые способы закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
− Изменения в порядке обеспечения заявок участников закупки, новый порядок авансирования, изменения в размерах выплачиваемых авансов, закрытие информации о закупках в сфере ГОЗ.
− Временные основания для изменения существенных условий госконтрактов, упрощение положений заключаемых контрактов, уточнение правил описания объекта закупки (продукции).
− Особенности и практика исполнения госконтрактов с единственным поставщиком.
− Практическое применение ПП РФ от 19.09.2022 № 1658 «О типовых условиях контрактов, заключаемых в целях выполнения ГОЗ, и о внесении изменений в Положение о примерных условиях госконтрактов (контрактов) по ГОЗ» и ПП РФ от 26.12.2013 № 1275 «О примерных условиях госконтрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу».
− Условия госконтрактов, которые распространяются на условия контрактов в кооперации.
− Порядок заключения госконтрактов и договоров, рамочные контракты.

− Идентификатор государственного контракта (ИГК). Необходимость включения ИГК в контракты, заключаемые в кооперации. Случаи, при которых допускаются изменение условий госконтрактов, контрактов.
− Случаи и особенности банковского и казначейского сопровождения контрактов по ГОЗ.
− Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по № 44-ФЗ и № 223- ФЗ.
− Информационное обеспечение закупок: как стать поставщиком продукции по ГОЗ.

2.2. Система взаимодействия участников процессов при заключении госконтрактов, контрактов по ГОЗ.

− Практическое применение ПП РФ от 19.09.2022 № 1658 «О типовых условиях контрактов, заключаемых в целях выполнения ГОЗ, и о внесении изменений в Положение о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ» и ПП РФ от 26.12.2013 № 1275 «О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу».
− Кто обязан заключить контракт по ГОЗ.
− Обязательные условия, включаемые в контракты по ГОЗ. Идентификация контракта по ГОЗ.
− Взаимодействие с регуляторами в сфере ГОЗ.
− Этапы: формирование, размещение, исполнение и корректировка ГОЗ.
− Порядок проведения торгов и участие на площадках.
− Порядок проведения закрытых электронных процедур.
− Осуществление расчетов, установление уровня цен и видов цен.
− Обеспечение исполнения ГОЗ.
− Правила использования отдельного счета.
− Изменение условий контрактов и цен контрактов.

2.3. Управление рисками (комплаенс) при заключении и исполнении госконтрактов, контрактов по ГОЗ.

− Ответственность и возможности предприятий ОПК при заключении контрактов на продукцию в 2024 году. Риски установления заведомо убыточных цен.
− Осуществление контроля за исполнением госконтрактов, контрактов.
− Приемка результатов исполнения госконтрактов, контрактов: представление документов, подтверждение исполнения, гарантийные обязательства и прочие «длящиеся» условия.
− Товары, работы, услуги, на которые распространяются особенности расчета начальной минимальной цены контракта (далее – НМЦК) и цены госконтрактов, контрактов с единственным поставщиком.
− Импортозамещение. Национальный режим: запреты на допуск иностранной продукции в рамках ГОЗ.
− Как правильно установить требования о наличии у исполнителя необходимых лицензий и когда такие требования будут считаться излишними.
− Выбор ставки НДС в госконтрактах, контрактах.
− Комплектность документов, способствующих согласованию цен.
− Особенности контрактации во время проведения специальной военной операции (далее
— СВО), случаи обязательной контрактации.

− Работа с документами ограниченного распространения: служебная, коммерческая и государственная тайна.

2.4. Контрольно-надзорная деятельность за исполнением госконтрактов, контрактов по ГОЗ. Обмен опытом с представителем ФАС России.
− Полномочия ФАС России по контролю (надзору) в сфере ГОЗ. Порядок проведения плановых, внеплановых проверок, возбуждения дел об административных правонарушениях. Механизмы контроля за соблюдением обязательных требований в отношении оборонной продукции. Практика применения и порядок действий при прохождении проверочных мероприятий. Рекомендации по переписке с ФОИВ.
− Единственный поставщик: статус, порядок внесения и исключения из реестра единственных поставщиков российского вооружения и военной техники, права и ответственность.
− Разбор практики ФАС России по нарушениям законодательства в сфере ГОЗ, предусмотренных ч. 3 ст. 8 № 275-ФЗ.
− Отказ или уклонение от заключения госконтрактов, контрактов и/или нарушения их условий: разбор последних изменений законодательства.
− Разбор практических примеров рассмотрения административных дел по статьям КоАП РФ: 14.55 – нарушение сроков исполнения контрактов, 15.37 – нарушения порядка ведения раздельного учета и представления отчетов о выполнении ГОЗ, 14.49 – нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции, 19.7.2. – непредставление и несвоевременное представление или представление недостоверных сведений по мотивированному требованию контролирующего органа.
− Ужесточение контроля (надзора) за технологическими процессами. Наделение полномочиями по проверке технологических процессов, производственных мощностей и технологической трудоемкости госзаказчика, а также контролирующего органа.

Заинтересованные в участии лица могут обратиться в оргкомитет мероприятия по телефонам +7 (499) 110-63-10, +7 (495) 162-22-70 или электронной почте mail@elp.group для получения программы. мероприятия с расписанием, условий участия* и регистрации.