Банно-прачечный комбинат «Баат» в поселке Жатай индивидуального предпринимателя Михаила Васильевича Оконешникова в сфере бытовых услуг работает семь лет. В банно-прачечном комбинате можно помыться не только самому, но и отлично постирать свои вещи, что очень удобно для рабочих людей.
Михаил Оконешников дал интервью «Предпринимателю Якутии» и рассказал о плюсах и минусах банно-прачечного бизнеса.
ПЯ: Почему Вы решили заняться предпринимательской деятельностью?
— Я еще до открытия банно-прачечного комплекса занимался предпринимательством в сфере строительства, чем и сейчас занимаюсь параллельно. Мы с друзьями в 2010-м году открыли ИП и построили здание. Будучи строителями для нас это оказалось не таким трудным, но пришлось вложить все средства. Через Фонд поддержки предпринимательства мы получили согласие на получение кредита в Далькомбанке. Благодаря этому нам удалось отстроить здание до конца.
Почему банно-прачечный комплекс? В то время в 2008 году мы сначала провели анализ рынка и поняли, что в поселке у нас не хватало как раз таких услуг — закрылись общественная баня и прачечная. Это было время кризиса, было очень тяжело, но мы смогли.
ПЯ: Когда открывались, как клиентов привлекали? Как люди узнавали, что открылся банный комплекс?
— В поселке все было на слуху. В первый год подавали рекламу, вывешивали баннеры. Потом начали ездить в прилегающие поселки Тулагино, Кангалассы, Марха, сейчас ещё привлекаем СОНТ «Сатал», где ИЖС и другие. У нас уже есть постоянные клиенты. Мы стараемся поддерживать имидж, чтобы чистота, уют, порядок — все было на высоком уровне.
Как вам сказать, конечно, тяжело, обороты не такие большие, как у предпринимателей в сфере торговли. Это ведь у нас энергоемкий процесс, так как должно быть тепло, освещение. Мы параллельно еще открыли прачечную. Там мы тоже соблюдаем качество что влечет новых клиентов. Цены очень приемлемые, хотя мы применяем более дорогие расходники.
ПЯ: Насколько долго ведется анализ рынка? Предприниматели открывают свое дело и нужно ведь первоначальный ценник устанавливать.
— Но самое главное, почему в социальных услугах ценники мы не можем на билеты поднять, это как психологический барьер у населения. Сейчас говорят, что кризис прошел, по своим клиентам мы видим, что этот процесс продолжается. Посетителей стало меньше, даже постоянные клиенты стали приходить реже. Мы балансируем на грани фола из-за того что тарифы на энергоносители повышаются. При двухразовом ежегодном поднятии цен на энергоносители, цены на услуги мы не можем поднять так как существует живой фактор – это население, у которого зарплата не поднимется и цепочка страдает.
Всё упирается в тарифы. Взять те же ателье, парикмахерские, коммунальные платежи повышаются, но ценники они оставляют на прежнем уровне, так как население не может оплачивать больше. В нашем банно-прачечном комбинате собственная котельная. Мы посчитали, что наши усилия по энергосбережению съедаются повышениями тарифов, а цену на билет мы можем максимум повысить на 2-5 рублей. Есть цикл, который невозможно остановить. Себестоимость наших услуг растет, а прибыль уменьшается. Налог ЕНВД не уменьшили, как писали в газетах, его коэффициент только повышается. К примеру, мы захотим увеличить стоимость билетов, но сразу автоматически потеряем клиентов. Проводим акции, только это не очень помогает. У нас в республике, к сожалению, нет таких программ, как субсидирование коммунальных услуг. Я надеюсь, что для сферы услуг для населения, такие как наш банно-прачечный комбинат, предусмотрели хотя бы 10% субсидирования от тарифов коммунальных услуг, особенно электроэнергии и воды. Ну и тепло само собой. Мы отапливаемся газом по установленным нормам. Но если бы я подключился к централизованному отоплению, то мы точно прогорели бы, так как там всё считается гикалориями и существуют установленные тарифы. Многое или практически все в БПК делаем своими силами, что помогает значительно экономить.
ПЯ : На сколько у Вас сейчас большой банно-прачечный комплекс, сколько человек работает?
— На данный момент у меня работает 15 человек. Персонал с момента открытия, конечно, менялся. Подбирался по принципу такому, чтобы была ответственность и отсутствовали вредные привычки. На сегодняшний день коллектив подобрался стабильный, дружный. Что самое главное, чтобы коллектив держался, у меня не было никогда просрочек по заработной плате, она стабильная, день в день. За все время с 2010 года никаких отклонений по зарплате, лучше повременить с налогами (хотя это тоже не маловажно), пусть пени копятся, но заработная плата всегда вовремя. Уже четвертый год работаем стабильным коллективом, текучки нет. Отпуск у работников стабильно с июня по август, в поселке летом у всех дачи, свои летние бани открывают. Поэтому летом работать совершенно не выгодно. Как-то два года пытались работать в летний период, но выручки едва хватило на зарплату работникам. И к тому же, когда люди переезжают из частично благоустроенных квартир в благоустроенное жилье по программе переселения, то спрос на услуги бани соответственно падает.
ПЯ: А Ваш банно-прачечный комбинат работает по договору с другими организациями?
— Мы работаем по договорам с бюджетными организациями, участвуем в аукционах. Среди организаций есть детские сады, кадетский корпус и много других. Большой упор делаем не на количество, а на качество предлагаемых услуг. Сейчас преднавигационный период, поэтому с теплоходов ЛОРП приносят практически все. Они узнали, что у нас качество на высоком уровне и мы приспособились за годы работы качественно отстирывать рабочую спецодежду. Путем эксперимента разработали свой специальный метод очистки, который позволяет отмыть максимально замасленные робы и ватники до такого состояния, что они приобретают свой первоначальный вид. Поэтому плавсостав ЛОРПа этим сейчас заинтересован. Привозят и удивляются, что в первый раз такое. До этого нигде не стирали рабочую одежду. И когда отстирываем, они даже принимают её за новую спецодежду (смеется).
ПЯ: А как Вы думаете, чем привлекательна предпринимательская деятельность ?
— Это жизнь заставляет трудиться, потому что в смутные года, перестроечные, я был выброшен из такой системы, где за тобой стоит большое предприятие, где не надо ломать голову. Получилось так, что предприятие закрылось, и чтобы прокормить семью, пришлось «крутиться». И видимо, это «колесо» до сих пор крутится, из-за этого я не могу остановиться.
ПЯ: Плюсы предпринимательства?
— Я — сам себе хозяин. Я могу отклоняться от обычного вектора, что-то новое придумывать и воплощать свои идеи.
ПЯ: Что Вам помогает держаться на плаву и дает надежду?
— Сейчас у меня все идет по накатанной, то есть как мы просчитали ещё в 2010-м году, вся та прибыль, которая тогда была и которая есть на данный момент, она понемногу съедается и уменьшается. В нашем рабочем поселке население около 8000 человек. Мы на плаву за счет того, что привлекаем и охватываем близлежащие поселения.
ПЯ: А планы есть поменять локацию или расшириться?
— Мы пытаемся расшириться, участвуем в аукционах демпинга цен. Я могу расшириться и открыть, но для чего расширять-то? Это только расходы, оборудование очень дорогое, одна промышленная машина стоит полмиллиона. Это ведь нужно иметь таких клиентов очень больших. Мы нашли свою золотую середину, я за неё сейчас и держусь.
ПЯ: Проводите ли Вы какие-нибудь акции или благотворительные мероприятия?
— Да, у нас есть акции для ветеранов, есть социально реабилитационный центр которому мы помогаем. Особо акции не разыграешь, но мы стараемся. Особенно реабилитационному центру помогаем чем можем. Компьютеры им купили.
ПЯ: Что посоветуете начинающим предпринимателям?
— Больше думать, потому что заниматься социальными услугами — это очень ответственная работа. Особо не прибыльная. Поэтому надо просчитывать все варианты и учитывать расположение, особенно если это пригороды или райцентр, где все ориентировано на людей, которые там живут.
Беседовала Евдокия Ефимова