Новости
Российский экспортный центр предупреждает о попытках частных компаний в Китае манипулировать наименованием «российский национальный павильон»
14 февраля 2025

Группа РЭЦ, в состав которой входят АО «Российский экспортный центр», АО РОСЭКСИМБАНК, АО «ЭКСАР», является консолидированным государственным институтом развития внешнеэкономической деятельности, ориентированным главным образом на поддержку прироста несырьевого неэнергетического экспорта.

Правовой статус Центра определен Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и рядом подзаконных актов Правительства Российской Федерации, которыми установлены полномочия организаций Группы РЭЦ по осуществлению кредитно-гарантийной, страховой и нефинансовой поддержки экспорта и импорта, а также иные отдельные полномочия.

В рамках мероприятий федерального проекта «Экспорт продукции АПК» национального проекта «Международная кооперация и экспорт» Центр совместно с Минсельхозом России реализует программу по созданию и организации деятельности постоянно действующих российских национальных демонстрационнодегустационных павильонов продукции агропромышленного комплекса за рубежом. Государственная поддержка в создании и операционной деятельности Павильонов АПК предоставляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 255 «Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки организациям в целях продвижения продукции агропромышленного комплекса на внешние рынки».

В Китайской Народной Республике первый Павильон АПК был создан в г. Шанхае в 2017 году. В рамках его работы осуществляется продвижение продукции российских производителей, как крупных известных брендов, так и региональных производителей, относящихся к сегменту малого и среднего предпринимательства. В настоящее время Центр на основе механизма государственно-частного партнерства масштабирует присутствие российских сельхозпроизводителей на территории КНР посредством создания новых точек продвижения их продукции – российских национальных павильонов АПК, функционирующих под зонтичными брендами «Сделано в России» и Good Food Russia. В течение 2025 года при поддержке местных органов власти Китая планируется довести число таких точек продвижения до 20 в различных провинциях КНР. К настоящему времени новые точки продвижения уже открыты в провинциях Хэйлунцзян (г. Харбин), Сычуань (г. Чэнду), Гуандун (г. Шэньчжэнь) и Ляонин (г. Шэньян). Важно, что в рамках такого формата продвижения РЭЦ гарантирует поступление на китайский рынок качественной и экологически чистой продукции от российских производителей. Для подтверждения качества продвигаемой за рубежом продукции РЭЦ при поддержке Росаккредитации, Роскачества, Роспатента и других партнеров развивает систему добровольной сертификации «Сделано в России». Сертификация бесплатна и доступна производителям любых несырьевых неэнергетических товаров и услуг, которые соответствуют требованиям системы сертификации. Российские производители уже получили сертификаты на более 15 тысяч товарных позиций.

В связи с ростом популярности описанного формата продвижения под национальными брендами в последнее время имеют место попытки различных частных компаний манипулировать наименованием «российский национальный павильон» и позиционировать себя в качестве уполномоченных Российской Федерацией, в том числе путем регистрации товарных знаков «Российский национальный павильон» и иных схожих знаков, ассоциируемых с российской государственностью. В точках продаж таких предпринимателей зачастую наравне с российской продукцией массово продается продукция третьих стран, а также контрафактная и фальсифицированная продукция, произведенная в КНР.

Такие действия наносят ущерб как репутации российских производителей, так и имиджу страны в целом. Центр выступает за развитие честной конкуренции и защиту интересов российских экспортеров, поэтому считает важным проводить совместную с властями регионов КНР работу по борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией и созданию прозрачного рынка для оригинальных российских товаров. Данная позиция поддержана китайскими властями. Так, в январе текущего года с администрацией провинции Ляонин подписан меморандум о сотрудничестве, целью которого является борьба с фальсификацией российской продукции в Китае. Кроме того, Центральное народное радио Китая
сообщило о начале проверок в Шанхае магазинов с поддельной продукцией, позиционируемой как произведенная в Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным считаем необходимым предостеречь российские компании от использования при продвижении своей продукции на китайский рынок услуг недобросовестных участников рынка, использующих ассоциируемые с Российской Федерацией наименования, бренды и товарные знаки. Обращаем внимание, что информацию об официальных партнерах Павильона АПК в Китае, точках продвижения Павильона АПК в провинциях Китая и об открытых партнерами флагманских магазинах розничных продаж «Сделано в России» Центр размещает на своем официальном сайте по адресу: https://www.exportcenter.ru/services/good_food_russia/china/.