Новости
Риск-ориентированный подход в проведении налоговых проверокдеклараций по НДС, в которых заявлены налоговые льготы
8 ноября 2017

Сейчас ведется работа в целях повышения эффективности администрирования НДС. Одновременно сокращается объемистребуемых у налогоплательщиков документов.

С 2017 г. камеральная налоговая проверка деклараций по НДС, в которых заявлены налоговые льготы, будет проводиться с применением риск-ориентированного подхода.

Подробности внедряемого подхода, а также формы необходимых документов приведены в Письме ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@ (далее- Письмо ФНС России N ЕД-4-15/1281@).

Новая методика проверки касается деклараций, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению в соответствии с пунктом  2 и 3 статьи  149 Налогового кодекса РФ и подпадающие под понятие налоговая льгота с учетом пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ.

Понятие «льгота» определяется в соответствии с п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». Налоговая льгота  предоставляет отдельным категориям налогоплательщиков законные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Именно это понятие налоговой льготы будет  принята  во внимание при истребовании документов в рамках камеральных проверок деклараций по НДС.

При камеральных проверках деклараций по НДС с применением нового риск-ориентированного подхода будут учитываться следующие факторы:

— уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2»;

— результаты предыдущих камеральных проверок деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот (наличие или отсутствие налоговых нарушений).

— продолжительность и регулярность не облагаемых НДС операций;

— представление или непредставление компанией реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы  по рекомендуемой форме.

В первую очередь, согласно пункту  6 статьи  88 Налогового кодекса РФ у проверяемого налогоплательщика будут истребованы  пояснения об операциях (по каждому коду операций) в виде реестра подтверждающих документов, а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам. Этот реестр разработан в целях сокращения объема предоставляемых в инспекцию документов.Форма реестра приведена в Приложении N 1 к Письму ФНС России N ЕД-4-15/1281@.

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком реестре, налоговый орган, согласно статье 93 Налогового кодекса РФ, будет истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот. Объем таких документов определяется для каждого кода операции в соответствии с установленным алгоритмом (он приведен в Приложении N 2 к Письму ФНС России N ЕД-4-15/1281@). Истребовать будут не менее 50 процентов документов — по самым крупным суммам льготируемых операций.

Реестр документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот, представляет собой таблицу, в которую налогоплательщики должны внести следующие данные:

— код операции (указывается в соответствии с Приложением N 1 к Порядку заполнения декларации по НДС);

— сумма необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации (в рублях);

— наименование контрагента;

— ИНН и КПП;

— тип, номер и дата подтверждающего документа.

Из представленного реестра налоговый инспектор выберет те операции, которые его интересуют, и запросит документы только по ним. В первую очередь под пристальным вниманием окажутся сделки на крупные суммы.

Если налогоплательщик не представил реестр или не использовал его рекомендуемую форму, то при истребовании документов риск-ориентированный подход не применяется. Налогоплательщик должен будет представлять документы по всем операциям в полном объеме. Тот же порядок применяется, если у инспекции есть информация о возможном неправомерном применении льготы по отдельным операциям.

Таким образом, чтобы объем истребуемых документов был сокращен (что, безусловно, является положительным моментом для имеющих преимущество по НДС плательщиков), нужно четко следовать рекомендациям, изложенным в Письме ФНС России N ЕД-4-15/1281@.

Для получения разъяснений по порядку заполнения реестра просим налогоплательщиков обратиться в Межрайонную инспекцию ФНС России №5 по Республике Саха(Якутия), в отдел камеральных проверок №1,  каб.215 .

 

Отдел камеральных проверок № 1

МРИ ФНС РФ № 5 по РС (Я)