Один из вариантов расширения бизнеса – создание своей франшизы. Такая модель в отличие от открытия филиалов часто позволяет масштабироваться быстрее и дешевле. Это связано с тем, что большая часть задач по открытию новой точки, таких как поиск и аренда помещения, наем сотрудников, ложится на плечи на франчайзи.
По сути, владелец франшизы, франчайзер продает не готовый бизнес, а апробированную бизнес-модель, технологии и возможность работать под раскрученным брендом. При этом он не просто так получает деньги, а должен защитить себя и будущего партнера от возможных юридических проблем, продумать маркетинговую стратегию и оказывать техническую поддержку. Кстати, в российском законодательстве нет понятия «франшиза», поэтому и нет перечня ее обязательных элементов.
Разобраться в терминах поможет материал Франшиза: как выбрать и на что обратить внимание
Упаковка франшизы начинается с аудита действующей бизнес-модели, оценки ее сильных и слабых сторон: на чем и как зарабатывает предприниматель, чем отличается от конкурентов, каков потенциал масштабирования. Привлекательным франшизу делают следующие элементы:
Бизнес действует не менее года. Лучше, если бизнес существует в статусе юрлица. При этом у компании по максимуму оцифрованы процессы, накоплен опыт, собрана объективная информация о целевой аудитории, среднем чеке, конкурентных преимуществах, сезонности.
Зарегистрированный товарный знак. Это может быть название, логотип, слоган или их сочетание. Иначе предприниматель не сможет продавать право работать под своим брендом. Процедура долгая, может занимать до года. Поэтому лучше заняться этим вопросом заранее.
Брендбук компании. Унификация визуальной и текстовой коммуникации упростит контроль за соблюдением стандартов и правил оформления, маркетингом, сократит время на открытие новой точки.
Франчайзинговый пакет или бизнес-бук. Чаще всего работа по модели франшизы привлекает новичков. Пошаговая инструкция по всем этапам открытия и ведения бизнеса позволит избежать наиболее распространенных ошибок. Он отвечает на вопросы: открывать ООО или ИП, какую систему налогообложения и коды ОКВЭД выбирать и др. Он содержит бизнес-план с корректировкой на локацию, требования к помещению, оборудованию и мебели, софту, информацию о поставщиках, инструкции по найму и обучению сотрудников, штатное расписание, инструкции, маркетинговые стратегии, презентации, шаблоны документов и пр. Чем более подробно прописан каждый блок, тем легче будет партнерам. И в целом, бизнес-бук максимально упрощает процесс передачи им информации.
Юридическая база должна содержать все документы, подтверждающие право на владение ноу-хау, товарным знаком и иными объектами интеллектуальной собственности, содержать шаблоны документов. Сделка между франчайзи и франчайзером оформляется договором коммерческой концессии (ДКК) или лицензионным договором. В обоих случаях документ нужно регистрировать в Роспатенте.
ДДК дает покупателю право использовать товарный знак, секреты производства (ноу-хау), технологии производства и т. д. Предметом лицензионного договора является один объект интеллектуальной собственности (например, товарный знак).
Маркетинговое сопровождение. Фото- и видеоконтент для франшизы, рекламные материалы (презентации, шаблоны постов, цепочки писем, сайты) позволят партнерам без опыта эффективнее продвигать и продавать продукт, а значит, зарабатывать на нем для себя и франчайзера.
Сопровождение после запуска. Одно из главных преимуществ бизнеса по модели франшизы заключается в том, что она дает возможность новичкам развивать свое дело под наставничеством опытного предпринимателя. Поэтому покупателю важно наличие обучения, в том числе сотрудников, наличие доступа к новым материалам, возможности получать обратную связь во время и после запуска.
После упаковки франшизы наступает этап запуска продаж. Но прежде чем переходить к нему, нужно рассчитать размер паушального (разового) взноса и роялти (отчислений за пользование франшизой). Также владельцу бизнеса стоит продумать портрет будущих партнеров, определить критерии для оценки их готовность вести бизнес под вашим брендом. Ведь от их успеха или неудачи во много будут зависеть продажи и репутация всей сети. Проделав каждый шаг, можно приступать непосредственно к запуску франшизы.