Новости
Просвещение в золотопромышленном Алдане
15 ноября 2022

Быстро развивался золотопромышленный Алданский район, шел рост многонационального населения, образовывались новые семьи, росли дети. Стоял острый вопрос о развитии народного образования, требовались школы и учебные заведения.

В 1925 году в районе существовало всего две начальные школы, в которых обучалось 48 человек и работало три учителя. А в 1926/1927 учебном году уже работало шесть школ, в которых обучался 181 человек.

В Алданском округе и районе была образована школьная сеть. Школы существовали при приисках. Так, на прииске «Незаметном» – школа им. Ленина, в которой было четыре класса и обучалось 79 человек (57 мальчиков и 22 девочки), из них 71 человек – русские, 8 – корейцы. Всего в школе работало четыре учителя. Вторая школа была корейская, с двумя классами, в которой обучалось 20 мальчиков и 5 девочек, все по национальности корейцы, преподавал один учитель. В Томмоте тоже были две школы – одна русская, другая эвенкийская. Школы имели по два класса по 21–25 учащихся, по одному учителю в каждой. Тимптонская эвенкийская школа с двумя классами имела всего 7 учеников и одного учителя. Золотинская русская школа с двумя классами имела 24 ученика и одного учителя.

Пионеры школы № 1, 1930 год.

Первые годы школы были размещены в тесных помещениях, которые были кое-как приспособлены для обучения детей. Ежегодно с наступлением холодов перед «просвещенцами» вставала проблема отопления школ. В летний период учителям с учениками и их родителями приходилось самостоятельно заниматься заготовкой дров. Это была тяжелая и долгая работа: сначала занимались раскорчевкой пней, перевозили на лошадях из леса, сушили и распиливали на дрова. Всю зиму этими запасами дров отапливали школы.

Существовали и другие проблемы, которые ранее могли показаться смехотворными: отсутствие наглядных пособий, карт и прочих дополнительных принадлежностей. Их, как правило, приходилось изготавливать самостоятельно. Не было и необходимых тетрадей. Например, для обучения письму в младших классах тетради приходилось разлиновывать самостоятельно. Учителя зачитывали на уроках учебник, диктовали главы из него под запись или, напротив, сидели в стороне, пока ученики читали. Учебно-наглядных пособий совсем не было, и школ явно было недостаточно, поэтому многие дети старшего школьного возраста не обучались, так как было только начальное образование.

Учителям тоже приходилось испытывать много трудностей в работе. Ведь первым учителям по линии Окружного отдела народного образования не оказывалась методическая помощь, не созывались совещания и не организовывались конференции учителей по обмену опытом и повышению квалификации. Не было инспекторов-методистов. На содержание школ в 1926/1927 учебном году из средств бюджета было израсходовано 34 тыс. рублей. А в 1933/1934 учебном году – 1 820 тыс. рублей.

Школа № 1, ученики, 1949 год.

В 1926 и 1928 годах в бывшем Алданском округе функционировало два интерната (при начальной Томмотской эвенкийской школе – на 14 детей, при Тимптонской – на 12).

В 1931/1932 учебном году в Алданском районе было два интерната, в которых проживало 315 учеников (интернат в п. Незаметном на 145 человек и на Орочене – на 170 человек).

В 1966/1967 учебном году при семи школах имелись интернаты, в которых проживало 853 человека, из них 54 учащихся находилось на полном государственном обеспечении.

До 1932 года школьная сеть находилась в ведении культмедсети треста «Алданзолото». С момента передачи школьной и дошкольной сети в ведение райисполкома в школах стремительно пошел рост качества работы. Обновился состав квалифицированных педагогических кадров, и улучшилась материальная база школ.

Инспектор дошкольного управления Н. Н. Бесеневич, г. Алдан, 1936 год.

Отдел народного образования, местные Советы депутатов трудящихся под руководством районного комитета КПСС добились успешного осуществления закона о всеобщем обязательном, а затем и восьмилетнем образовании.

После принятия закона о перестройке системы народного образования произошли качественные изменения в учебно-воспитательной работе, прочно вошло в жизнь школ политехническое и трудовое воспитание. Районо – местные Советы старались улучшить учебно-материальную базу учебных заведений, но потребности возрастали. Из 49 школ 43 были размещены в приспособленных помещениях, требующих капитального ремонта, а капитальный ремонт проводился некачественно. И это было постоянным явлением во вновь возникающих поселках. Начиная с 1926 года при помощи общественности в районе широким фронтом проводилась ликвидация неграмотности. Советы, профсоюзы, комсомол, педагогические коллективы на ликвидацию неграмотности выделяли лучших своих представителей-культармейцев. Для ликбезов оборудовались специальные помещения. Работу по ликвидации неграмотности и малограмотности осложняла большая текучесть населения. В Алданском районе ликбез был завершен в 1946 году, этому подтверждению был получен государственный акт.

Династия учителей Емельяновых: Клавдия Андреевна Азина, Клавдия Сергеевна и Николай Александрович Емельяновы.

Большой вклад в деле развития народного образования внесли люди, преданные своему делу, ветераны труда: Надежда Константиновна Фигловская, Анна Ивановна Вострикова, Надежда Николаевна Бесеневич, Валентина Петровна Мерецкая, Клавдия Андреевна Азина, Ионна Михайловна Георгиевская, Нициевские Антон Станиславович и Нина Михайловна, Никс Тимофеевич Потапов и многие другие.

Надежда Константиновна Фигловская учитель химии школы № 2 г. Алдана.

В Алданском районе было образовано два средних учебных заведения. Старший из них – Алданский политехникум, который был создан в 1930 году. Тогда он назывался Горным техникумом, готовил специалистов техников-геологов и техников горного дела. В 1932 году техникум впервые выпустил 19 человек. В то время политехникум готовил кадры по восьми различным специальностям. Позже в 1939 году было открыто педучилище, в первый год которого обучалось 70 человек. Училище просуществовало не более 10 лет, после чего закрылось.

В 1961 году начало свою учебную деятельность медицинское училище, которое готовило медицинских сестер, и лишь в 1966 году дополнительно открыли фельдшерское отделение.

В 1957 году в г. Алдане была открыта детская музыкальная школа, в ней обучалось 110 детей, для детской музыкальной школы построено двухэтажное здание, лучшее в республике по тем временам.

Источник