Александр Николаевич, в марте РСПП должен представить доклад о состоянии делового климата. Наверняка работа уже идет. Можете раскрыть какие-то подробности?
Почти половина компаний полагают, что за 2016 год деловой климат ухудшился. Четыре из десяти (40 процентов) указали, что налоговая нагрузка на их бизнес выросла, и только 5,8 процента почувствовали некоторое снижение налогового бремени. Так что, несмотря на позитивные изменения в деловом климате, есть над чем работать.
До 2018 года налоги «как бы» не трогают. А что потом? Какие у вас прогнозы?
Александр Шохин: Вы правы, когда делаете оговорку «как бы». Практика показывает, что «ползучий» рост нагрузки продолжается, несмотря на мораторий.
А с этого года изменился порядок учета убытков, увеличились пени, корректируются подходы к налогообложению в нефтегазовой сфере. И это только часть решений в налоговой сфере. Результат — бизнес чувствует рост нагрузки.
Но в прошлом году удалось добиться важной уступки бизнесу — в Основные направления налоговой политики на следующую трехлетку был включен расчет фискальной нагрузки на основании методологии, подготовленной РСПП. Следующий шаг, который предстоит сделать, — обеспечить неувеличение уровня фискальной нагрузки исходя из этой методики.
Каким образом?
Александр Шохин: Отдельным направлением работы являются неналоговые или обязательные публичные платежи. При активном участии РСПП и других деловых объединений принят план мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей, закреплению в законодательстве единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышению эффективности их администрирования. Его ключевые элементы — законодательное урегулирование порядка установления, исчисления и взимания неналоговых платежей, формирование их реестра и мораторий на введение новых платежей.
Аналитики американских банков JP Morgan Chase и Morgan Stanley посоветовали своим клиентам в этом году делать ставки на укрепление рубля. А в минэкономразвития уверены в росте доллара. А какой ваш прогноз?
Мне остается только надеяться, что 2017 год окажется благоприятным для российского рубля, чем предыдущий, и он не будет чрезмерно укрепляться. Стабильность курса — в любом случае отвечает интересам российского бизнеса и граждан.
А иностранным инвесторам насколько интересны российские финансовые активы?
Александр Шохин: Сейчас они малопривлекательны из-за неуверенности и непредсказуемости дальнейшего развития событий.
Какой, по вашим ожиданиям, будет политика ЦБ РФ в 2017 году? Продолжит регулятор чистку банковского сектора?
Александр Шохин: Продолжит, так как механизм расчистки банковского сектора запущен, усилился надзор, выросли требования, внедряется МФСО, поэтому количество банков будет уменьшаться.
Темпы могут снизиться, но с рынка будут уходить кредитные организации, нарушающие законодательство или потерявшие ликвидность из-за взятия на себя неуправляемых рисков.
В 2017 году, по всей видимости, будет принят закон о пропорциональном регулировании в банковской сфере. Таким образом будет создана так называемая трехуровневая банковская система: ЦБ, банки с универсальной лицензией (системообразующие) и банки с базовой лицензией (региональные банки).
Концептуально поддерживая регулятора, РСПП направил председателю Банка России свои предложения и замечания. Этот закон в случае его принятия также может повлиять на количество кредитных организаций на рынке. РСПП рекомендовал ЦБ в законопроекте учесть важное обстоятельство: резкое ограничение банковских операций для небольших банков в современных условиях может повлечь за собой недоверие к такой категории банков и, соответственно, массовый отток клиентов из них.
Последствия — нарушение стабильности банковской системы. Ставка должна делаться не на ограничение субъектного состава заемщиков, а на объемы кредитования в зависимости от финансовых показателей банков.
Аналитики прогнозируют снижений ключевой ставки ЦБ до 8,5 в 2017 году. Каков ваш прогноз по ставке и по инфляции?
Александр Шохин: Если ситуация не изменится по инфляции, то в феврале можно ожидать снижения ключевой ставки. До конца 2017 года, соглашусь с прогнозом ЦБ, инфляция может составить 4 процента годовых. При такой инфляции мой прогноз: ключевая ставка в 8, а может быть в 7,5 процента вполне вероятна.
Подробнее в источнике: https://rg.ru/2017/01/16/aleksandr-shohin-sprognoziroval-snizhenie-kliuchevoj-stavki-v-fevrale.html