Законопроекты, изменяющие регулирование правил премирования сотрудников, а также размеры выплат за сверхурочный труд, готовятся к рассмотрению в Госдуме. Об этом 25 января сообщила «Российская газета», уточнив, что в нижней палате парламента начался сбор отзывов на два правительственных документа.
Как следует из публикации, первый законопроект направлен на повышение размера сверхурочных, а второй обязывает работодателей детально прописывать правила премирования сотрудников.
В правовом департаменте аппарата Федерации независимых профсоюзов России напомнили, что данные законопроекты внесены правительством РФ в Госдуму в рамках реализации постановлений Конституционного суда РФ с тем, чтобы впредь не допускались выявленные судом нарушения.
КС не ставил задачу обязать работодателя детально прописывать правила премирования сотрудников. Неконституционной была признана часть вторая статьи 135 Трудового кодекса РФ, которая касается всех выплат, составляющих систему оплаты труда. При этом, с точки зрения КС РФ, не допускается возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления выплат, входящих в состав заработной платы. Любые ограничения должны быть основаны только на объективных критериях, учитывающих количество и качество затраченного труда, а не на субъективном решении руководства.
Премии – лишь частный случай, на примере которого сформулированы позиции суда, — указали в профильном департаменте профцентра. Также важно обратить внимание, что вопрос премирования рассматривался применительно к случаям, когда работник имеет дисциплинарное взыскание. В мотивировочной части постановления КС РФ от 15 июня 2023 года № 32-П указано, что Трудовой кодекс РФ «не допускает применения в отношении работника, совершившего дисциплинарной проступок, штрафа или иной аналогичной меры материального воздействия, предполагающей умаление имущественной сферы работника».
Таким образом, КС указал, что факт применения к работнику дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок может учитываться при выплате лишь тех входящих в состав зарплаты премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание. До внесения соответствующих изменений в законодательство применение дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей не может служить основанием для лишения этого работника на весь срок действия дисциплинарного взыскания входящих в состав его зарплаты стимулирующих выплат (в частности, ежемесячной или ежеквартальной премии и вознаграждения по итогам работы за год) или для произвольного снижения их размера, а также не является препятствием для начисления тех дополнительных выплат, право на которые обусловлено непосредственным участием работника в отдельных, финансируемых в особом порядке видах деятельности.
Что же касается оплаты сверхурочной работы, то речь идет скорее об определении базы для начисления сверхурочных. Понятно, что при увеличении базы последует повышение сверхурочных, но корень проблемы в другом. В постановлении суда неконституционной была признана практика, когда допускают оплату сверхурочной работы исходя из одной лишь составляющей части зарплаты работника, а именно из тарифной ставки или оклада (должностного оклада) без начисления компенсационных и стимулирующих выплат.
Правовой департамент аппарата ФНПР поддерживает необходимость изменения действующего законодательства с целью реализации решений Конституционного Суда РФ. В то же время, профильные профсоюзные специалисты считают важным, чтобы федеральный законодатель правильно, полно и системно, подошел к поставленным КС РФ задачам, и не ограничился фрагментарным исполнением.