Реформа стартовала в пяти основных контрольно-надзорных ведомствах, которые вправе предъявлять только те требования, которые указаны в так называемых чек-листах. Это специальные проверочные документы, которые содержат ряд вопросов. Выходить за их рамки запрещено.
— По сути, это список контрольных вопросов, — пояснил руководитель проектного офиса по реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» Михаил Прядильников. — В него включены обязательные требования для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и охраняемых законом ценностей.
Опросники можно найти на сайтах ведомств и реформы госконтроля. Это должно упростить отношения между бизнесом и проверяющими. Первыми новшество опробуют МЧС, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор и Ространснадзор. На них приходится свыше половины всех плановых проверок, что подтверждает региональная статистика.
— За девять месяцев 2017 года мы провели 5340 проверок, — сообщил руководитель управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям Евгений Черный. — По их результатам было составлено 5950 протоколов. Общая сумма предъявленных штрафов превысила 11 миллионов рублей.
— На данный момент одобрено 70 проверочных листов, — продолжает Михаил Прядильников. — Первые три месяца они в тестовом режиме будут использоваться в рамках экологического, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, земельного и противопожарного надзора.
Следующую партию проверочных листов начнут использовать с 1 января 2018 года. Базу актуализируют с учетом полученного в пилотном проекте опыта. Кроме того, расширят список ведомств, использующих чек-листы. К пяти названным добавят антимонопольную, таможенную и налоговую службы, Росздравнадзор, Роструд, Ростехнадзор и МВД. Тем самым опросники охватят 90 процентов всех плановых проверок.
На местах к новшеству относятся с настороженностью. Предприниматели считают, что несовершенство механизма госконтроля этим не исправить. Закон допускает проведение альтернативных мероприятий, согласование которых не требуется. И чек-листы тоже будут не нужны. Напомним, что в России действует трехлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Считается, что процедура под контролем. Так, сводный план на предстоящий год утверждает прокуратура. Бизнес может найти на ее сайте список и посмотреть, придут к нему инспекторы или нет. Прокуратура не дает согласие, если ведомство не может обосновать свои планы. Кстати, плоды это уже принесло.
— Грубых нарушений, допускаемых контролирующими органами, стало меньше, — сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области Евгений Лыкин. — Но по-прежнему выявляются нарушения при оформлении приказов на проведение проверок, актов об их результатах, при привлечении организаций к административной ответственности.
В 2008 году был принят Федеральный закон № 294-ФЗ, регламентирующий согласование проверок, в том числе внеплановых выездных. За время его действия в орловскую прокуратуру от органов госконтроля поступило 1187 заявлений. В 655 случаях было отказано. То есть свыше 55 процентов заявок было отклонено.
— Около половины заявлений от контролирующих органов поступило в отношении малого и среднего бизнеса, — продолжает Евгений Лыкин. — В основном они связаны с возникновением угрозы для жизни и здоровья граждан, причинения вреда животным и растениям, окружающей среде и памятникам истории и культуры, а также угрозы чрезвычайных ситуаций.
Это те сферы, в которых чек-листы начали внедрять в первую очередь. Однако, судя по большому количеству отказных материалов, ведомства угрозы преувеличивают. Вот только останавливает ли их отказ?
Корреспондент «РГ» выяснил это, побывав на Залегощенском хлебоприемном предприятии (ХПП), что в 70 километрах от Орла. Оно относится к малому бизнесу и подпадает под действие моратория. Но легче ему не стало. От ведомств отбивается регулярно. Сейчас, например, «бодается» с Орелоблэконадзором — это структурное подразделение обладминистрации.
— Основной вид нашей деятельности — подработка, складирование и хранение зерна, — пояснил представитель предприятия Евгений Бывшев. — В конце сентября поступило письмо из Орелоблэконадзора о том, что в деятельности ХПП усматриваются признаки административного правонарушения.
В райцентр Залегощь, где оно расположено, инспекторы не приехали. Директора вызвали в Орел. Там ему объяснили, что «закрутилось» все из-за обращения неназванного гражданина. Однако саму жалобу так и не показали, как и другие материалы дела.
Некий гражданин сообщил о нарушении законодательства об охране атмосферного воздуха, которое якобы совершило ХПП. Факт, видимо, подтвердился. Хотя, как это сделали, не выходя из кабинета, загадка. На предприятие завели дело. На «первый раз» вынесли предупреждение. Второй раз не простят, а штрафы значительные.
Ключевым фактором действительно является поступивший сигнал. Раз бдительный гражданин указал свои контакты для отправки ему ответа, ведомство обязано реагировать. Но не обязано выезжать на место, если необходимые материалы может получить и без этого. Подобные действия разрешает статья 28.1 КоАП РФ.
— Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также публикации в СМИ, указывающие на наличие события административного правонарушения, — пояснила старший помощник прокурора Орловской области Елена Семина.
Если есть сигнал, о моратории можно забыть. Отсюда и парадокс — проверки нет де-юре, но де-факто она проводится. Недостаток системы госконтроля заключается и в том, что никто не интересуется, какие взаимоотношения связывают инспектора и «бдительного гражданина». Уговори приятеля подать жалобу — вот тебе и простой способ обойти запреты.
Конечно, рассмотрение не всех заявлений заканчивается возбуждением административных дел. Но проблема вовсе не в их количестве, а в том, что оспаривать «проверки» бизнесу приходится в судах. Иного пути нет. Опять же далеко не всегда инспекторы дают ознакомиться с материалами дела. А без них как спорить? Хотя обязаны показывать все.
— Статья 25.1 КоАП РФ наделяет лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, правом знакомиться со всеми материалами дела, — говорит Елена Семина. — Также наделяет правом давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника.
В прокуратуре подчеркивают, что отказ предоставить материалы является грубым нарушением. Уже на этом основании можно требовать отмены наказания. Однако любопытно, почему ведомства отказываются показывать материалы? Не потому ли, что связаны с «бдительными гражданами»? Кстати, бизнес на это жалуется, но доказать связь крайне трудно.
— В первом полугодии 2017 года в органы прокуратуры поступило 223 обращения от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, — продолжает Елена Семина. — Многие из них касались законности действий органов контроля при проведении проверок.
Сигналы могут быть и своего рода оружием в недобросовестной конкурентной борьбе. Предприятию приходится тратить время, силы и деньги на выяснение обстоятельств по административному производству. Это выбивает из колеи, в конце концов. Конкурент же тем временем наращивает оборот и завоевывает рынок.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области Евгений Лыкин и глава управления МВД Юрий Савенков подписали дополнительное соглашение о взаимодействии. Бизнес-омбудсмен получил право участвовать в гласных оперативно-разыскных мероприятиях, проводимых сотрудниками полиции в отношении юрлиц и предпринимателей. Основным условием является письменное согласие на это ИП или фирмы, в отношении которого проводятся такие действия.
Источник: Российская газета