Новости
Предприниматель становится работодателем: что надо знать об отчетах и сборах
15 ноября 2023

Наем сотрудников – один из важных этапов развития компании. Предприниматель без сотрудников ограничивает свой рост и может утонуть в рутине. Часть задач можно и нужно передать на аутсорсинг, но для решения некоторых выгоднее и надежнее нанять штатных сотрудников. Наем даже одного работника влечет за собой присвоение статуса «работодатель».

Его первая обязанность – обеспечить безопасное рабочее место и снабдить всем необходимым для выполнения рабочих обязанностей. Для этого должна проводиться специальная оценка условий труда (СОУТ).

Кроме обязанности выплачивать зарплату минимум два раза в месяц, предприниматель должен удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. При этом уведомление об исчисленных суммах налога нужно подавать ежемесячно до 25 числа, а перечислять – до 28 числа. Если точнее, на эту дату на едином налоговом счете (ЕНС) должно быть достаточно денег для перечисления всей суммы налогов и сборов. Также необходимо ежеквартально передавать в налоговую сведения об уплаченных налогах с доходов сотрудников по форме 6-НДФЛ.

Все работодатели, включая ИП, являются страхователям. А это значит, как только у предпринимателя появляется сотрудник, для него наступает обязанность платить страховые взносы за него.

За себя ИП в обязательном порядке платит только два вида страховых взносов: на пенсионное и медицинское обеспечение. За сотрудников – четыре вида: кроме ОПС и ОМС, это социальные, для выплаты больничных и пособий, а также взносы от несчастных случаев.

При этом страховые взносы нужно платить не только за штатных сотрудников, но и за работников по гражданским договорам (ГПД). Взносы на травматизм за последних нужно уплачивать только если это предусмотрено в договоре. За исполнителей, которые являются ИП или самозанятыми, страховые взносы платить не нужно.

Базой для начисления взносов является не только зарплата, но и премии, отпускные, некоторые виды матпомощи и компенсации до удержания НДФЛ.

Куда уплачивать взносы:

  • в налоговую службу – взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), медицинское страхование (ОМС), страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);
  •  в Социальный фонд – взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (принято называть – взносы на травматизм)

Сроки и порядок уплаты

Взносы на ОМС, ОПС и временную нетрудоспособность или материнство (ВНиМ) перечисляются в составе единого налогового платежа ежемесячно до 28-го числа за предыдущий месяц.

Взносы на травматизм уплачиваются ежемесячно до 15-го числа за предыдущий месяц.

Кроме уплаты взносов, предприниматель должен еще сдавать отчеты по сотрудникам. Работодатели сдают следующие отчеты, касающиеся сотрудников: персданные, расчет по страховым взносам (РСВ), уведомления об исчисленных суммах страховых взносов на ОМС, ОПС и ВНиМ, форма ЕФС-1.

Дополнительно на каждого сотрудника нужно вести карточки индивидуального учета начисленных выплат и сумм страховых взносов (на ОМС, ОПС и ВНиМ). Эти карточки не сдают, но их необходимо хранить в течение 6 лет.

Не пропустить даты уплаты взносов и сдачи отчетности по ним помогает сервис Календарь предпринимателя на платформе МСП.РФ.

Источник