Интересные идеи для бизнеса можно посмотреть в любой стране мира. Бизнес начинается с оригинальной идеи. Если вы были в Африке, где увидели, как делают уникальные шарики из теста, попробовали, и они понравились, можно их запустить в России, назвав «колобками». Главное — увидеть идею. Вопрос — не где смотреть, а вопрос в том, как смотреть. А для этого нужно глубоко интересоваться предметом.
Нужно любить какое-то дело. Быть кротом, который днём и ночью грызёт землю и роет ходы. А куда эти ходы приведут, крот не знает. Это может быть фундамент дома или что-то ещё. Так же и работа предпринимателя: беспрерывно рыть информацию, анализировать и применять.
Своих конкурентов одновременно люблю и ненавижу. Нельзя не любить хорошо организованный и успешный бизнес. Это большое дело и заслуга. Ненавижу за то, что глобальные компании работают в эксклюзивных условиях. Например, Макдональдс платит 5–8% от оборота за аренду помещений. А для нас это стоит 20–25%. Покупатель принёс мне 300 рублей, из них 80 рублей я отдам за аренду. Конкурент заплатит при этом за аренду в аналогичном случае только 15 рублей.
Экономия не связана с наличием или отсутствием денег. Это вопрос психологии. Мы, например, экономим 1 млн рублей в месяц на небольших пластиковых ножах. Мне нравится ситуация win-win (когда выигрывают две стороны — прим. ред.). Допустим, мне предлагают в магазине скидку на хороший товар, я отказываюсь, поскольку знаю экономику продукта. Скидка — риск магазина, а мой отказ — благодарность за хороший товар. Много лет назад я работал в компании, директор которой проводил переговоры с китайцами о закупке магнитофонов по 11 долларов. Два дня они вели переговоры о цене. В результате продавцы пошли на уступки — продали пять контейнеров по 9 долларов. Мы их получили и обнаружили, что продавцы заменили микросхемы на дешёвые, и радио там почти не работает. Вот до чего доводит попытка сэкономить.
Три секрета успешного бизнеса. Первый: использовать принципы доктора Деминга (он помогал восстанавливать японскую экономику). Второй секрет: открытость и взаимоуважение в коллективе. Я постоянно общаюсь с сотрудниками и покупателями. Коллеги могут что-то написать и знают, что их не отругают за это. Третий секрет: использовать теорию ограничений Голдратта. Если вы работаете над улучшением системы, то нужно проанализировать все слабые места, найти самое слабое звено, устранить его и переходить к пункту один.
Каждое решение в бизнесе можно рассматривать как ошибку, поскольку спустя время понимаешь, что мог бы сделать чуть-чуть лучше. Не стоит бояться ошибок. Они естественны. Какой-то великий гуру рекламы должен был выступать на своём юбилее. Для этого он написал свою биографию, состоящую из побед. Посмотрел, ему стало противно. Он разорвал её и написал биографию, состоящую из ошибок и неудач. Это стало похоже на реальную жизнь. Если говорить о «Теремке», то моей главной ошибкой было открытие киосков, которые потом Москва зачищала. На открытие точек уходило до полугода. Потом их за два дня закрывали. Не надо было лезть в киосочный бизнес. Это естественный путь роста, и я рад, что его прошёл.
В кризис нужно закрываться или применять давно проверенные схемы. В 1998 году у меня была компания, мы продавали электронику. В кризис она пошла под откос. Глупо было бороться. Если оборот упал в 4 или 6 раз, то смешно сокращать расходы. Кризис — шикарное время, чтобы подумать и найти более актуальную тему для применения своих сил. Если бизнес стабильный и немного проседает, то есть комплекс обычных мероприятий, который позволяет решить любую проблему.
Если бы я занял место Германа Грефа, то я не знаю, что бы я стал делать, настолько все сложно. Легко сказать, например, что надо давать малому бизнесу кредиты по низким ставкам. А если половину денег похитят? Банкиры уже пробовали поддержать сельское хозяйство в начале 2000-ых. Тогда примерно ¾ кредитов было украдено. Первое, что начал делать Герман Греф в Сбербанке — внедрять японскую систему качества Уильяма Деминга. Если бы я смог работать как Греф, то мечтал бы делать так же.
Не нужно тратить много денег на социальные сети. Недавно общался с предпринимателем из региона. У него блинная. Оборот 300–500 тысяч рублей в месяц, прибыли пока нет. Он полдня не вылезает из Инстаграма, где делает посты о своём кафе, как и Макдональдс. Лучше бы напечатал листовки и разнёс их по почтовым ящикам в микрорайоне, предложив первый блинчик бесплатно. Тогда бы точно сработало. Часто соцсетям приписывают такие возможности, которых у них нет. Если речь идёт об интернет-магазине, то выкладывание шапочек или носочков поможет их продать. Но большая часть бизнесов на земле. Думаю, что на соцсети нужно тратить не больше 2% времени и 0,1% от оборота.
Заработанные деньги в основном трачу на книги и путешествия. У меня больше 10 000 книг. В основном они антикварные, но недорогие. Допустим, старый том издания Достоевского на старорусском языке можно купить за 200–500 рублей. Больше всего в жизни мне помогли книги Дейла Карнеги (кстати, его любит и Билл Гейтс). Они простые и бесхитростные. Лучшими считаю: «Как завоёвывать друзей» и «Как перестать беспокоиться и начать жить». Часто дарю последнюю знакомым.
Я бы не посоветовал своим детям трястись над каждой копейкой. В России это не получится. Но деньги точно не должны превращаться в баловство. Не хотелось бы, чтобы они заказывали себе слонов из зоопарка и салюты. Это пустая трата денег.
Если бы не блины, то я занимался бы производством сэндвичей. Перед «Теремком» я готовился к этому бизнесу. Но сегодня перспективно всё. Некоторые товары исчезают и появляются снова. Например, сейчас открывают заводы виниловых пластинок. Можно хоть спички производить. Вопрос только в выстраивании бизнеса и ноу-хау. Если вы хотите кого-то копировать, то лучше идите просто в менеджеры.
Источник: https://www.sravni.ru/