В России с этого года вводится обязательная маркировка товаров. Она позволит очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным и гарантировать качество продукции. Некоторые товары маркируются уже сейчас, для других система тестируется. Подключение к ней уже стало обязательным для части участников рынка, а для остальных пока остается добровольным — идут пилотные проекты. Узнайте в этой статье, нужно ли маркировать ваши товары и когда вы обязаны подключиться к системе маркировки.
Для маркировки используются уникальные идентификаторы. Это цифровые коды, по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении. Обязательная маркировка товаров позволит контролировать их оборот на всех этапах и не допускать, чтобы в цепочку попадала незаконно произведенная продукция.
Каждая единица товара помечается уникальным кодом. Его генерирует по запросу производителей и выдает им оператор маркировки. Коды зашифрованы, подделать их нельзя. Процедура маркировки товаров с 2019 года гарантирует, что повторно их использовать тоже не получится. При списании товара или его продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота. С момента выпуска кода и до вывода его из применения государство отслеживает по нему все, что происходит с товаром.
Создается информационная среда, в которой фиксируются сведения о кодах. В ней отмечается каждая ступень оборота промаркированных товаров: начиная с производства или импорта и заканчивая продажей через онлайн-кассу. О реализации товара сообщает в систему не магазин, а ОФД.
Создается единый российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: их происхождении, производителе, сроке годности и т.п.
Оператором маркировки на основании распоряжения правительства №791-р от 28.04.2018 назначен Центр развития перспективных технологий. ЦРПТ занимается масштабными проектами в области цифровой экономики, и первый из них — обязательная маркировка товаров. С 2018 года ЦРПТ ведет пилоты под контролем всех заинтересованных ведомств: Минпромторга, Минфина, Минсельхоза, Минкомсвязи, Федеральных таможенной и налоговой служб, Федеральной службы безопасности и Роспотребнадзора.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке
Распоряжение правительства РФ №792-р определило, какие товары подлежат обязательной маркировке:
С 1 июля 2019 — сигареты. Производители будут обязаны маркировать каждую пачку. Продажа остатков немаркированной табачной продукции разрешается только до 1 июля 2020 года и осуществляется без передачи данных в информационную систему мониторинга.
С 1 июля 2019 — обувь.
С 1 декабря 2019:
духи и туалетная вода,
шины и пневматические резиновые покрышки,
одежда из натуральной или композиционной кожи,
женские и детские вязаные блузки,
верхняя одежда — женская и мужская,
белье: постельное, столовое, туалетное и кухонное,
фотокамеры и лампы-вспышки.
К 2024 году обязательная маркировка товаров станет сплошной: ЦРПТ запустит в России и ЕАЭС единую систему прослеживания. Такое решение правительства одобрил президент.
Закон о маркировке товара
Система маркировки товаров средствами идентификации c 2019 года опирается на Федеральный закон №487-ФЗ от 31.12.2017. Документ вносит корректировки в уже существующее законодательство о торговле и порядке работы с кассами. 487-ФЗ запрещает продажу и любое введение в оборот товаров, которые не отвечают требованию о маркировке. Он предусматривает и ответственность за нарушения. Закон об обязательной маркировке товаров вступил в силу 1 января 2019 года.
Распоряжение правительства РФ №791-р от 28 апреля 2018 года утвердило общие принципы, по которым будет работать с 2019 обязательная маркировка товаров. Документ поручил и определить исполнителя проекта. Им был назначен ЦРПТ.
Распоряжение правительства РФ №792-р от 28.04.2018 утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Документ вступил в силу 1 января 2019 года.
Что меняется для розничного магазина
Работать с маркированными товарами несложно: не требуется никаких технологических новинок, все нужные инструменты и оборудование уже есть на рынке. Но розницу ждут два больших обязательных изменения.
Во-первых, придется использовать системы электронного документооборота тем, кто этого еще не делает. Через СЭД будут передаваться документы, сопровождающие товар.
Во-вторых, нужно будет сканировать коды маркировки: при приеме каждой партии товара сверять их с указанными в документах, а при продаже покупателю — включать в фискальный документ и отправлять в ОФД.