На сегодняшний день в Якутии ведётся активная работа по сохранению языка, фольклора и традиций народа саха. Свой особый вклад также вносит и молодое поколение, которое старается интегрировать самобытную культуру в современную моду. Татуировщик Николай Инк рассказал ЯСИА о своём творческом пути: как он начинал с татуировок по мотивам древнего эпоса олонхо и дошёл до создания своего бренда уличной одежды Cold Ink.
— С 2015 года я занимаюсь художественной татуировкой. Отличительной чертой моих работ является присутствие национальных мотивов. Я пробую разные стили, используя узоры, мифы, легенды и, конечно, легендарный эпос олонхо. Можно сказать, ищу формы якутской татуировки. Считаю, что якутская культура настолько богата, что любые её культурные явления можно переосмыслить и направить в нечто особенное. Особенно сегодня, когда для реализации идей открыты все возможности.
С командой мы уже давно занимаемся продвижением якутской культуры среди молодёжи: будь то элементы одежды или же ювелирные украшения. Так, мы и доросли до своего бренда одежды Cold Ink. Реализацию этого масштабного проекта мы начали с уникальной саха-банданы.
— За основу первой якутской банданы взята классическая форма огуречной банданы, которая стала классикой по всему миру. Сам же огуречный узор «пейсли» – очень древний, берёт корни с империи Сасанидов. Это античное и средневековое государство, образовавшееся на территории современных Ирака и Ирана.
Мы в своей бандане используем якутский узор «бараний рог», доставшийся нам от наших тюркских предков, защитным узором. По центру банданы, расположен самый почитаемый знак у народа саха – знак солнца с добавлением в середину древнего символа «Биэс харах», который как говорят, оберегает носителя со всех сторон света. По краям расположены узоры процветания, плодородия, природы. У каждого есть своё название, история и характер. Банданы разрабатываются как в белом цвете, так и чёрном. Мы надеемся, что якутская бандана будет так же популярна у молодёжи, как и классическая. Возможно, это даже сподвигнет кого-то больше углубиться в изучение узоров и орнаментов нашего народа. Ну и выглядит это всё-таки очень круто!
— Сейчас якутская уличная одежда находится ещё в зачатке. Есть несколько брендов, которые давно вызывают интерес и за которыми я слежу уже давно. Но они то пропадают, то появляются. Поэтому конкуренции на рынке нет, все друг друга знают. То, что делается внутри Якутии, это на самом деле капля в море. Молодёжи не хватает местных брендов. Но мне очень нравится, что делают Tuymaada Apparel, Pace, когда-то был ещё легендарный Ostrog Underground.
— В продвижении нашего бренда помогают наши друзья, клиенты, а также участие на различных мероприятиях. Я рад знакомству с кучей талантливых ребят из Якутска. Все, кто делает творческие проекты, продвигает культуру, будь то уличная одежда, тату или же фестивали, вечеринки. Они так или иначе взаимодействуют и создают интересные коллаборации. Такое сотрудничество всегда рождает что-то интересное.
— Есть понятие, что самое простое, с чего можно начать свой путь в streetwear, это футболка с принтом. Но это уже неинтересно. Сейчас идеальный вариант, чтобы начать, делать что-то, чего никто не делал. Сейчас мы анонсировали и продвигаем новинку – балаклавы с принтом «саха банданы». Пытаемся использовать лучшие материалы и варианты печати. Пока идём по головным уборам, но по секрету скажем, что уже готовится и верхняя одежда. В будущем ещё много планов по развитию нашего бренда. Следите за нашими новостями!
Текст: Мария Архипова
Фото: Николай Инк
Источник: ЯСИА