Новости
Опубликовано руководство по антикоррупционному обучению
19 апреля 2024

Ресурсный центр по борьбе с коррупцией (Anti-Corruption Resource Centre – U4) представил аналитическую публикацию «Обучение в сфере противодействия коррупции и добросовестности: учимся противостоять коррупции» (Anti-corruption and integrity training: learning how to resist corruption).

Как отмечено в документе, одной из мер по борьбе с коррупцией является проведение обучающих мероприятий, направленных на продвижение антикоррупционных стандартов и этических норм. Однако исследователи и практики до сих пор имеют ограниченное представление о том, какие конкретно формы обучения приводят к желаемым результатам.

Для ответа на этот вопрос эксперты U4 изучили 24 эмпирических исследования и ряд мета-аналитических исследований, опубликованных в период с 2013 по 2023 гг.

Рассмотренным исследованиям, по заявлению авторов, были присущи определенные методологические недостатки, в частности:

отсутствие в большинстве работ полного описания оцениваемых обучающих мероприятий;

невозможность получить долгосрочные результаты в связи с краткосрочностью исследований – их длительность редко превышала 1,5 года;

практически полное игнорирование гендерных различий.

Но даже с учетом имеющихся ограничений результаты проанализированных исследований позволили сделать определенные выводы.

1. Цели антикоррупционного обучения

Эксперты U4 выделили следующие возможные цели антикоррупционного обучения:

  • доведение до сведения служащих (работников) информации о соблюдении требований (сompliance information), положениях кодексов поведения, миссии и видении органа (организации), – соответствующие меры направлены на формирование у служащих (работников) понимания внутренних правил, норм и ценностей органа (организации);
  • предоставление служащим (работникам) информации об имеющейся внешней по отношению к органу (организации) инфраструктуре в сфере продвижения добросовестности и противодействия коррупции: телефонах доверия, «горячих линиях», омбудсменах и группах поддержки; это позволяет служащему (работнику) узнать о том, куда можно обратиться по вопросам противодействия коррупции за пределами рабочей среды;
  • формирование у служащих (работников) понимания возможных угроз добросовестности, в том числе возникающих:
  1. как следствия коррупционных правонарушений;
  2. из-за коррупционных рисков, специфичных для конкретных групп обучающихся (их сферы деятельности);
  3. исходя из положения конкретного служащего (работника), а также развитие у них подготовленных и отработанных реакций на конкретные сценарии;
  • формирование у служащих (работников) морально-этических установок.

Конкретные обучающие мероприятия могут в разных пропорциях ставить перед собой эти цели, а главным критерием разработки их программы будет построение с учетом конкретного профиля риска, который, в свою очередь, определяется отраслевым, профессиональным и страновым контекстом.

2. Способы измерения воздействия антикоррупционного обучения

Согласно документу, измерение результативности антикоррупционного обучения может осуществляться через оценку:

  • удовлетворенности участников обучением, его эффективности и необходимости с точки зрения обучающихся – например, посредством запроса обратной связи;
  • знаний участников о коррупции, способах оправдания совершения коррупционных правонарушений, антикоррупционной политике органа (организации) – как правило, с помощью тестирования;
  • существующих морально-этических установок участников, в частности, их отношения к коррупции и неправомерным действиям коллег в целом, отношения к этическим дилеммам и т.п. – например, с помощью психометрических тестов;
  • степени готовности сообщать о коррупционных нарушениях, в том числе совершенных коллегами, – в ходе деловых игр;
  • иных индикаторов: количества жалоб на работу прошедших обучение служащих (работников), опыта взаимодействия с прошедшим обучение служащим (работников) в процессе выполнения им его должностных обязанностей через направление к нему «тайного покупателя» и т.д.

Соответствующие оценки дополняются корреляционным анализом, который выявляет наличие связи между прохождением обучения и появлением у участников необходимых знаний и компетенций: например, посредством сравнения результатов участников до и после обучения или сравнения их результатов после обучения с результатами служащих (работников) из контрольных групп (которые не проходят обучение, но отвечают на те же вопросы, что и участники).

Как отмечают эксперты U4, в некоторых из рассмотренных исследований (например, исследованиях влияния антикоррупционного обучения на поведение сотрудников органов полиции в Индии и Мексике) проводилась также триангуляция результатов, предполагающая соотношение оценок групп, прошедших обучение, с данными опросов внешних заинтересованных сторон и административными данными.

3. Рекомендации по проведению антикоррупционного обучения

Для повышения эффективности антикоррупционного обучения авторы доклада рекомендуют:

  • разрабатывать обучающие мероприятия с учетом, как минимум, нескольких обозначенных целей: как отмечено в документе, ориентация только на одну из них может быть недостаточной для комплексного понимания служащими (работниками) того, как следует противодействовать коррупционным правонарушениям;
  • обращать пристальное внимание на состав групп, проходящих обучение: например, совместное обучение сотрудников, находящихся на разных ступенях иерархии, может препятствовать открытому диалогу;
  • учитывать при разработке и проведении обучающих мероприятий гендерно обусловленные коррупционные риски: эксперты U4 подчеркивают, что служащие (работники) женского пола могут находиться в более уязвимом положении, например, значительно чаще сталкиваться с вымогательством взятки в форме сексуальных услуг;
  • контролировать процесс обучения со стороны организаторов: например, в случае проигрывания во время обучения сценариев поведения при предложении служащему (работнику) вознаграждения отсутствие должного руководства действиями участников может привести к появлению паттернов поведения, не соответствующих целям обучения;
  • делать акцент на интерактивных заданиях и работе в малых группах, а также работе с реальными кейсами – это предоставляет участникам достаточную свободу действий для переключения на темы, которые они считают актуальными; при этом в данном случае также следует учитывать важность четкого донесения до участников целей таких форм обучения и рефлексии по поводу результатов;
  • создавать широкую инфраструктуру поддержки, предусматривающую в том числе возможность обратиться за консультацией к экспертам и/или к обновляемым доступным ресурсам; наиболее активным участникам обучения в дальнейшем можно предлагать проводить мини-сессии по просвещению своих коллег;
  • внедрять инновационные решения, направленные на создание долгосрочных сетей поддержки: такие сети предоставляют служащим (работникам) возможность общаться, обмениваться опытом и сотрудничать в вопросах противодействия коррупции и продвижения добросовестности. Так, в Замбии в рамках обучения городских планировщиков особое внимание уделялось созданию прочных отношений среди участников: для этого проводились мероприятия, включающие прямое взаимодействие участников, для них был создан общий чат в мессенджере, а после окончания обучения регулярно проводились совместные встречи. А в Агентстве международного сотрудничества в области развития Швеции (Swedish International DevelopmentCooperation Agency) менеджеры по управлению рисками и эксперты по борьбе с коррупцией имеют возможность самостоятельно проводить для своих коллег обучающие мероприятия, в ходе которых делятся своим опытом в вопросах минимизации коррупционных рисков и борьбы с коррупцией в целом.

Источник_