Закупка – сложный процесс, и каждое действие в нем выполняется людьми. От того, насколько четко, слаженно и правильно выполнено каждое из них, зависит результат и итог сделки.Так считает Сергей Фахретдинов, руководитель Комитета «Деловая Россия» по ГЧП и развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний, руководитель рабочей группы Экспертного совета при Правительстве по совершенствованию госзакупок:
«Одной из основных причин низкой эффективности закупочной деятельности в России, оказывающей прямое отрицательное влияние на конкуренцию, является недостаточное развитие квалифицированных кадров в системе закупок. Системный характер проблемы заключается в несоответствии требуемых компетенций. Утвержденные приказами Минтруда России профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» по сути копируют Типовое положение (регламент) о контрактной службе (утв. приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631), но должны применяться для любых госкомпаний и частных организаций, что оказывается не приемлемым на практике.
В Федеральном законе №44-ФЗ прописано несколько требований: контрактная система в сфере закупок осуществляется на профессиональной основе, с привлечением квалифицированных специалистов; работники должны иметь высшее образование или допобразование в сфере закупок; в состав комиссии заказчик должен включать лиц, прошедших подготовку в сфере закупок.
В законе №223-ФЗ требования к квалификации специалистов отсутствуют вовсе. Основная проблема заключается в том, что в России нет программ высшего образования в сфере закупок. Существуют курсы повышения квалификации, но они зачастую носят или формальный характер, или преподаватели «теоретики» и не понимают специфику всех процедур на деле.
Стандарты и действительность сильно разнятся. Сегодня требуются не только теоретические знания законодательства, но и узкие практические навыки закупщиков. Например, ведение переговоров, деловая хватка, управление себестоимостью, юридические знания. Эти и многие другие компетенции должны преподаваться в учебных заведениях и быть включены в стандарты.
Для включения норм и компетенций, отвечающих действительности необходимо провести детальную экспертизу имеющихся профстандартов в области закупок. Данный мониторинг стоит осуществить практиками, с реальным опытом работы. При этом опираться, в первую очередь, стоит на сведения ФАС, Корпорации МСП, деловых сообществ, контролирующих органов.
Для обеспечения качества разрабатываемых стандартов необходимо создание отдельного органа, отвечающего за развитие профессиональных квалификаций в сфере закупок. Более того, для качественного, непредвзятого и эффективного принятия решений в сфере закупок, такой орган должен быть полностью независим от иных служб и отраслей.
Помимо разработки актуализированных профессиональных стандартов, необходимо обеспечить их качественное внедрение. Учебные центры и преподаватели также должны отвечать новым нормам профстандартов. Необходимо создать или аккредитовать существующие учебные центры, программы подготовки профессионалов в области закупок и снабжения в учебных заведениях: от специалиста в области закупок и снабжения до программ MBA. Стоит сформировать систему оценки профессиональных качеств сотрудников компаний, и отделов закупок. После внедрения новых стандартов, контролирующие органы должны проводить регулярный аудит центров оценки квалификации. Кроме того, систематически проводить выборочные проверки качества обучения и проведения оценки квалификации. При выявлении неудовлетворительных результатов остро ставить вопрос о компетентности данного учреждения и его дальнейшей деятельности.
Многочисленные вопросы, связанные с неправильно заполненной документацией, нарушенными сроками и несостоявшимися закупками будут решены. Профессиональное и качественное образование – один из показателей стабильности и успешности нашей страны».
Источник: http://fedpress.ru/