Суды решили, что проплаты от взаимозависимых фирм переносились на будущее не ради налоговой оптимизации.
В ходе выездной проверки организации-«упрощенца» ИФНС обнаружила, что у фирмы накапливалась дебиторка – за два проверенных года она возросла с 12 до 33 млн рублей. Причем, более 65% долгов приходилось на юрлица, входящие в общую с проверяемой фирмой группу. Деньги для оплаты у должников на счетах имелись. Кроме того, зафиксированы случаи, когда оплата, которая могла бы состояться в конце года, производилась в начале следующего. При этом фирма не взимала с должников неустойку за задержку платежей.
Так что налоговики увидели сговор с целью сохранения права на УСН (доход по которой учитывается, напомним, по кассовому методу), и доначислили налоги, в том числе по общей системе, пени и штрафы – всего фирма оказалась должна бюджету 48 млн.
Суды с таким поворотом не согласились (дело № А55-33704/2017) – разгром ждал налоговиков в трех инстанциях. Во-первых, суды отметили, что в самом по себе существовании группы юрлиц схемы нет. Каждое из них занимает свою нишу – например, производство или хранение продукции.
Во-вторых, налоговая не доказала целенаправленное уклонение от своевременных проплат. Выяснилось, что контрагенты выдали крупный заем другой фирме из группы для приобретения оборудования. Налоговая и это пыталась повернуть против истца, однако суды указали, что не все в этой жизни вертится вокруг ухода от налогов: реальность займов не опровергнута, и не доказано, что они нацелены лишь на манипуляцию доходом истца ради сохранение права на УСН (кассация Ф06-43145/2019).