Во все времена, причем не только в бизнесе, ценились креативность и творческий подход. Умение выискивать нестандартные решения помогает предпринимателю взглянуть на проблему с другой стороны и придумать лучший способ разрешения ситуации.
Умение генерировать новые идеи – это то, что можно прокачать, повысить эффективность. Известно множество приемов, при помощи которых можно направить творческое мышление в новое русло, по-другому взглянуть на вещи.
Мозговой штурм. Один из самых известных и распространенных методов, который позволяет за короткое время сгенерировать большое количество идей. Он состоит из трех этапов. На первом, подготовительном уровне важно правильно и четко сформулировать идею, а также выбрать ведущего. Затем абсолютно все участники штурма придумывают как можно больше идей. Ведущий их просто фиксирует, никакой критики. Оценка каждой идеи происходит на завершающем этапе, они дорабатываются, а ненужные отбрасываются.
У метода существует несколько вариаций. Так, например, есть обратный мозговой штурм. В рамках этого приема вместо того, чтобы добиваться роста повторных продаж, команда думает над тем, как от них избавиться. Затем, перевернув идеи с ног на голову, можно получить вполне рабочие варианты улучшения бизнес-процессов.
Еще один вариант – «Шесть шляп мышления». Каждый участник штурма выполняет определенную роль при обсуждении одной и той же задачи. Затем, меняясь шляпами, они смотрят на задачу с разных сторон. При этом участников обсуждения может как больше, так и меньше шести.
Кроме того, есть техники, которые можно применять без команды. Метод Уолта Диснея немного схож с «Шестью шляпами»: члены команды примеряют на себе разные роли: мечтатель, реалист и критик. Мечтатель придумывает идеи, не ограничиваясь ничем. Реалист пропускает их через сито возможностей в конкретное время в конкретном месте. А критик выискивает все слабые места и ошибки идеи.
Метод «Ловушка идей» предполагает, что человек фиксирует (записывает в блокнот, наговаривает в диктофон) все идеи, которые у него время от времени возникают, затем среди них отбирает подходящие.
Немного схожа с предыдущей — методика «Автобус, кровать, ванна». Она предполагает, что человек, подумав над задачей, переключается на другие вещи, переводя мысли о проблеме в фоновой режим. Подсознание продолжает искать идеи, а затем выдает инсайт.
Генерировать идеи помогает и целенаправленное действие. Так называемая «Техника квоты идей» предполагает, что человек каждый день записывает 3-4 новые идеи. Со временем планку можно повысить.
Упорядочить идеи, которые приходят в голову, и активировать мозговую деятельность помогает «Фрирайтинг». В течение определенного времени (15-20 минут) надо записывать все, что приходит в голову. Не только идеи, но и все мысли, тревоги, страхи, бытовые и межличностные проблемы. В процессе написания не нужно ничего перечитывать, анализировать, следить за орфографией. Вернуться к тексту надо через некоторое время, на «свежую голову» и отобрать лучшие идеи. Такая техника помогает выключить внутреннего критика и получить доступ к скрытому креативу. Иногда такую практику советуют использовать утром сразу после пробуждения.
Внедряя эти простые методики генерации идей, можно придумывать что-то новое или работать над существующими задачами, посмотреть на них под другим углом, открыть новые возможности, придумать нестандартные ходы для реализации.