Текст: Михаил Ланцман
Зондируйте почву
Если вы стартуете в новой для себя сфере и у вас есть только идея, то ее желательно протестировать бесплатно или на таком бюджете, который вы легко можете себе позволить потерять. Многие думают, что тест возможен только после запуска бизнеса. Это не так: вы можете предложить свой товар или услугу кому-то из ваших знакомых, подходящих под целевую аудиторию. Вы можете посоветоваться с ними, а не продавать им свою услугу, — давать советы любят все. Вы просто зондируете почву — есть ли спрос, что важно для клиента, сколько он готов потратить. К тому же в процессе общения вы сформируете лояльную аудиторию: скорее всего ваши первые советчики окажутся вашими первыми клиентами.
Зарабатывайте, но не тратьте
Для того, чтобы не двигаться вслепую, очень важно максимально быстро получить первые деньги от клиентов. Это не меркантильность, это нормальная потребность увидеть, что люди действительно платят за ваш товар или услугу. И постарайтесь не тратить заработанное сразу. Вообще — сводите траты к минимуму. Нам, например, на начальном этапе требовалось помещение для занятий. Мы обратились к знакомым с предложением арендовать их аудитории за процент от денег, которые получали от клиентов. В дальнейшем мы перешли на фиксированную стоимость аренды, но факт остается фактом — на первом этапе мы почти не платили за аренду.
Двигайтесь постепенно
Если вы получили первый платеж в 5 000 рублей, это не означает, что теперь вам пора выходить на IPO или привлекать $10 млн инвестиций, и уж точно не стоит брать кредит на развитие. Вам нужно наметить следующий шаг, и он должен отличаться от предыдущего не больше, чем на один порядок. У вас должны быть большие амбиции, но и голова на плечах тоже. Например, сейчас наша цель — 250 центров подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Мы хотим реально влиять на сферу образования в нашей стране, помогать старшеклассникам получить образование мечты. Но это не означает, что после одного филиала, мы сразу решили открыть еще двадцать. Сейчас я вижу, что у большой сети другие риски, другие проблемы. Если бы мы моментально перешли от одного филиала к пятидесяти, то просто не справились бы с количеством вопросов, и убили бы свою репутацию.
По-моему, это лучший лозунг для старта. В самом начале нам всегда хочется, чтобы все было идеально. На самом же деле, для старта не важен ни современный офис, ни дорогой ремонт, ни шикарная мебель. Пусть в вас проснется жаба и на время уснет перфекционист. Жаба должна задушить все поползновения транжиры. Я видел несколько очень печальных историй, когда люди начинали бизнес, закупали все необходимое, и только потом понимали, что выбрали не ту площадку или не ту нишу. Первостепенная задача — запустить процесс. Пусть из-за каких-то недоработок будет меньше клиентов, конверсия из визита в покупку будет ниже, это не главное. Главное, чтобы пошел процесс и вы увидели первые деньги. Докручивать систему, исправлять недоработки и латать дыры будете после.
Зарабатывайте репутацию
Репутация минимизирует риски. Если о вашей компании говорят только в негативном ключе, или вы продаете один раз и клиент больше не возвращается, то зачем тогда вообще нужен ваш продукт. Преподаватель может заболеть, телефония — сбиться, в жизни вообще много форс-мажоров. Просто нужно в любой момент быть готовыми взять ответственность. Можно дать клиенту скидку или бонус, — все, лишь бы он был доволен.
Решайте проблемы ваших клиентов
Большинство тех, кто начинает бизнес, делают это для себя. Они хотят, чтобы их проблемы были решены. Но для бизнеса жизненно необходимо, чтобы он решал чью-то проблему. Как только вы перенесете взгляд с себя любимых на клиентов, ваше дело пойдет в гору. В центре вашего проекта всегда должен быть клиент. Тогда бизнес будет востребован и нужен. Найдите боль своего клиента и помогите ему снять ее. Делайте вашим бизнесом что-то хорошее для других людей. А если вы хотите вырасти в масштабный бизнес, то растите быстро, но аккуратно.