Портал бизнес-навигатора МСП, созданный Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, призван упростить процесс открытия нового бизнеса и помочь владельцам компаний в дальнейшем развитии своего дела. Ресурс работает в РФ уже больше года. Вице-президент общественной организации «Опора России» Марина Блудян рассказала «Ъ», в чем она видит важные особенности его функционала, чем портал отличается от зарубежных аналогов и как предприниматели могут его использовать.
— Как вы оцениваете информационные потребности малого и среднего бизнеса в России?
— За последние годы в РФ сформировалась серьезная система информационной поддержки малых и средних предпринимателей. Ее основа — портал бизнес-навигатора МСП, уникальный проект, который не имеет аналогов в мире.
— В чем его специфика?
— Портал бизнес-навигатора МСП позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность на ином качественном уровне, с широко открытыми глазами. Он объединяет ряд сервисов, позволяющих получить информацию о требованиях, исполнение которых необходимо для открытия и ведения бизнеса, что предотвращает ошибки, способные привести к провалу. Ресурс охватывает 171 крупный город, 90 видов бизнеса в сферах городского сервиса, более 300 примерных бизнес-планов. Портал бизнес-навигатора МСП позволяет начинающим предпринимателям при помощи интерактивной карты выбрать оптимальный вид бизнеса в привязке к конкретной локации, подобрать помещение, рассчитать бизнес-план и узнать о мерах поддержки своего бизнеса. Причем составленный бизнес-план можно скачать и распечатать, а затем представить банку, поскольку предложенный сайтом формат разработан с участием представителей банков и акцептован ими. Кроме того, одной из базовых функций портала является предоставление доступа в режиме «одного окна» к информации о всех видах федеральной, региональной и муниципальной поддержки субъектов МСП и о специализированных финансово-кредитных продуктах в привязке к конкретному региону.
— Как функционал портала бизнес-навигатора МСП соотносится с опытом создания и использования аналогичных сервисов в других странах?
— В первую очередь портал бизнес-навигатора МСП важен широтой своего функционала. В ряде стран существуют информационно-аналитические системы для поддержки предпринимателей, однако их возможности не столь широки. Так, американская система Zoomprospector предоставляет статистическую информацию (о численности населения, располагаемых доходах домохозяйств, деловой активности и другую), но не обладает функционалом бизнес-планирования и отсылает к организациям, которые могут составить бизнес-план за отдельную плату. Немецкие Berlin Business Location Center и Interactive competence map for Bavaria ограничиваются лишь предложением подбора недвижимости из имеющихся баз данных. В Японии консультирование для планирующих открытие и развитие собственного бизнеса происходит в офлайн-режиме. Затраты на эту деятельность ежегодно составляют более $400 млн (около 24 млрд руб. по текущему курсу), за год консультации получают около 28 тыс. компаний. По информации от разработчиков зарубежных ресурсов, основанных на геоинформационных системах, срок реализации пилотного проекта для одного города составляет не менее восьми месяцев. Когда мы общались с коллегами из Германии, Турции, когда мы показали им наш портал бизнес-навигатора МСП, они были удивлены и признали, что получить столько вариантов поддержки в одном месте с помощью их сервисов невозможно.
— В каких количественных показателях вы оцениваете эффективность работы портала?
— Количество отечественных малых и средних компаний, работающих больше трех лет, по данным Федеральной налоговой службы, составляет 3,4%. При условии использования собственниками компаний сервисов портала бизнес-навигатора МСП число таких предприятий может увеличиться до 10,2% в 2018 году.
— Будет ли в дальнейшем расширяться функционал портала?
— С 2017 года в системе навигатора появилась система «Жизненные ситуации». Она предоставляет пользователям перечень рекомендаций и пошаговых инструкций на всех стадиях развития бизнеса.
— Есть ли у вас знакомые предприниматели, чей бизнес изменил портал бизнес-навигатора МСП?
— Да, вот есть пример моего хорошего знакомого. Он решил заняться бизнесом и определил для себя стартовый капитал в 2 млн руб. Еще ему было важно, чтобы локация будущего бизнеса была или в Москве, или в Сергиевом Посаде. Он обратился к порталу бизнес-навигатора МСП с тем, чтобы подобрать тип бизнеса, который сможет этим параметрам соответствовать, и система предложила ему открыть кулинарию. С помощью сервиса поиска локации он тут же смог выбрать помещение, при этом система сразу оценила потенциальный спрос на подобные услуги в этом месте, то есть, по сути, провела первичный маркетинговый анализ.
Еще один пример успешного использования портала бизнес-навигатора МСП есть у моей коллеги. Она занималась продажей одежды, и в какой-то момент возникла необходимость найти десятки новых помещений для продажи по всей стране. Сначала она собиралась делать это вручную и попросила помощи в представительствах «Опоры России». Мы предложили ей воспользоваться порталом бизнес-навигатора МСП, и уже через три месяца она пришла нас благодарить, так как с его помощью она смогла найти не только 214 точек для своих магазинов одежды во всех регионах, но и партнеров, которые были заинтересованы в сотрудничестве.
Источник: https://www.kommersant.ru/