Рост торговли внутри СНГ и во взаимодействии с внешними партнёрами стал возможен благодаря тому, что страны Содружества уделяли большое внимание транспортно-логистическим возможностям, цифровизации перевозок и модернизации пунктов пропуска. Грузовые перевозки в странах региона демонстрируют устойчивый рост, отражая как восстановление экономической активности, так и расширение транзитного потенциала в рамках международных транспортных коридоров.
Об этом заявил заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач в ходе тематической сессии, посвященной транспортной и экономической интеграции на пространстве СНГ и Большой Евразии, в рамках Международного экономического форума стран СНГ в Москве.
По данным Минэкономразвития России, наибольшие темпы роста транспортных перевозок среди стран СНГ, без учёта трубопроводного транспорта, зафиксированы в Казахстане — в 2024 году перевозки в этой стране увеличились на 11%. Рост связан с развитием транзитной инфраструктуры и наращиванием экспортно-импортных операций.
«В России перевозки выросли на 6,3%, чему способствовало переориентирование внешнеэкономических связей и усиление логистических потоков внутри страны. В Киргизии рост составил 5,8% на фоне расширения торговой активности и транспортных услуг, — отметил Дмитрий Вольвач. — В Азербайджане — на 3,9%, в том числе за счёт активного развития коридора „Восток-Запад“. Транспортно-коммуникационный сектор Туркменистана увеличился на 7,2%, что отражает укрепление его позиций как ключевого звена в международной логистике между Центральной Азией, Каспием и Ираном».
Активно развиваются, по словам замминистра, транспортно-логистическое сотрудничество между странами СНГ и Китаем. В мае 2024 года главы Содружества утвердили план действий по оптимизации инфраструктуры и развитию МТК до 2030 года. При этом с КНР действует также Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, в рамках которого реализуется дорожная карта, предусматривающая цифровизацию транспортных коридоров.
«Углубление санкционного давления усилило значимость восточного направления, —подчеркнул Дмитрий Вольвач. — Так, например, по Северному морскому пути в 2024 году было перевезено около 38 млн тонн грузов, что на 1,6 млн тонн больше, чем за предыдущий год. К 2030 году стремимся достичь целевого показателя в 150 млн тонн. У нас получится это сделать за счёт расширения портовой инфраструктуры и строительства ледокольного флота».
Ещё одним стратегическим направлением для стран СНГ стал международный транспортный коридор «Север — Юг». По оценке ЕАБР, к 2030 году он должен обеспечить до 32 млн тонн грузов, что более чем в 1,5 раза превышает текущие объёмы. На данном этапе, в рамках обустройства МТК, реализуется свыше 100 инфраструктурных проектов общей стоимостью около 40 млрд долл. Ведётся работа по сопряжению этого коридора с Трансафганским маршрутом и трёхсторонней инициативой «Таджикистан — Афганистан — Туркменистан».
Ключевым вектором транспортной интеграции, по словам замминистра, остаётся цифровизация логистических процессов и взаимодействие между контрольными органами стран-партнёров. Обе эти глобальные цели включают в себя целый спектр важных задач — унификацию стандартов и технологий контроля в пунктах пропуска, внедрение электронного документооборота между таможенными и другими контрольными структурами, обеспечение высокоскоростного интернета и ИТ-инфраструктуры на транспортных маршрутах.
«Сейчас мы видим, что отказ от бумажного сопровождения перевозок, переход к сквозному электронному обмену данными, унификация форматов и процедур — всё это создает основу для формирования единого цифрового пространства перевозок на пространстве СНГ и с участием внешних партнёров», — отметил Дмитрий Вольвач.
Следующий шаг, который, по его словам, следует сделать странам СНГ, — это подготовить общий перечень приоритетных проектов, каким-либо образом связанных с евразийскими коридорами. «Данная инициатива позволит усилить координацию усилий наших стран, повысить связанность территорий и ускорить формирование полноценного транспортно-логистического каркаса Большой Евразии», — заключил замминистра.