Проектным группам необходимо к концу марта подготовить предложения по структуре и содержанию, а к маю — итоговый драфт стратегии развития креативной экономики до 2030 года. Документ в дальнейшем будет представлен в рамках стратегической сессии председателя Правительства РФ. Об этом в ходе первого совещания в расширенном составе с участием представителей ФОИВ, отраслевых объединений, депутатов Государственной думы сообщил министр экономического развития России Максим Решетников.
По его словам, для обсуждения основных разделов стратегии будут созданы четыре проектные группы: по стратегии развития и реализации госполитики в сфере креативной экономики, нормативному регулированию и мерам поддержки, выработке региональной политики развития креативных индустрий и сводно-редакционная группа.
Кроме того, в Едином плане по достижению национальных целей развития закреплен статистический индикатор «Доля валовой добавленной стоимости креативных индустрий в ВДС креативной экономики,%», к 2030 году он должен достичь 6%. Статиндикатор декомпозирован на все профильные ФОИВ в разрезе индустрий, поэтому ведомствам нужно определиться с набором задач и мероприятий, необходимых для включения в план реализации стратегии и для достижения показателей Единого плана.
«Прошу коллег из профильных ФОИВ уже сейчас провести анализ действующих отраслевых мер поддержки по возможности ориентирования на „креативку“. В части Минэкономразвития эта работа уже начата: отдельные программы поддержки МСП дополнены положениями по поддержке субъектов креативных индустрий», — отметил Максим Решетников.
В части реализации норм федерального закона «О развитии креативных (творческих) индустрий», который вступил в силу 5 февраля 2025 года, общественное обсуждение и межведомственное согласование проходит ряд нормативных актов, разработанных Минэкономразвития. Это, в частности, проект постановления Правительства о порядке формирования и ведения единого реестра субъектов креативных индустрий, постановление по критериям к территории для признания ее креативным кластером, проект министерского приказа об утверждении перечня видов экономической деятельности в сфере креативных индустрий на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Отдельные методические рекомендации по развитию креативных индустрий планируется подготовить для регионов: они будут включать описание нормативной базы, институциональной структуры, инфраструктуры и мер поддержки.
«В результате этой работы мы должны получить не только набор приказов и постановлений. Я бы хотел, чтобы мы вышли на конкретные крупные международные проекты с описанием понятного результата, готового продукта. И для этого необходимо сосредоточиться на действительно ключевых решениях, на снятии барьеров, которые мешают развиваться отрасли», — подчеркнул Максим Решетников.
Одним из ключевых направлений работы является законодательное снятие барьеров, мешающих развитию креативной экономики, подтвердил первый заместитель председателя комитета Государственной думы по экономической политике Денис Кравченко.
«Еще на этапе написания федерального закона мы получили множество предложений по его развитию. Своим конечным результатом видим предложения по распределению зон ответственности между регионами и муниципалитетами в части креативной экономики, а также разработку комплекса мер поддержки, которые позволят добиться целевых показателей к 2030 году», — отметил Денис Кравченко.
«Креативные индустрии создают ценностно ориентированную экономику, генерят не только экономические эффекты, но и социальные. Очень важно, что в таком экспертном составе с привлечением лидеров отрасли, институтов развития под руководством министра экономического развития проходят обсуждения концепции развития креативной экономики. Это сложная и новая работа для страны, которая совместными усилиями принесет результат», — прокомментировала президент АНО «Креативная экономика» Марина Монгуш.
Важный аспект развития креативных индустрий — это их экспорт, который вносит весомый вклад не только в увеличение доли отрасли в общей структуре ВВП страны, но и в увеличение объема несырьевого экспорта, что является стратегической задачей развития РФ, отметила генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина.
«Российский экспортный центр рассматривает возможность интегрировать креативные индустрии в утвержденную Правительством РФ программу продвижения под единым брендом „Сделано в России“ и выражает готовность встроиться в работу по созданию соответствующих дополнительных профильных мероприятий в рамках реализации стратегии», — сообщила Вероника Никишина.