Министерство продолжает диагностику хода реализации реформы контрольной (надзорной) деятельности, а также внедрения новых инструментов. Одним из главных направлений реформы госконтроля в России является максимальное внедрение принципа профилактики нарушений.
Новым законом о контроле предусмотрено 7 видов профилактических мероприятий, среди которых и профилактический визит, который становится популярным инструментом предотвращения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований.
Задача визита инспектора состоит в том, чтобы помочь предпринимателю разобраться в обязательных требованиях и процедурах госконтроля. По итогам проведения мероприятия не может быть выписан штраф или выдано предписание об устранении нарушений.
В связи с мораторием контрольные ведомства вправе предложить профилактические визиты вместо отмененных плановых проверок либо заменить оставшиеся плановые проверки на обязательные профилактические визиты.
«Мы запустили опрос компаний, в отношении которых с 1 июля 2021 года органами госконтроля проводились профилактические визиты. Это разные организации из Москвы, Новосибирска, Белгорода, Иванова и других городов. Обратная связь, которую мы получили, говорит о том, что бизнесмены в среднем оценивают профвизиты на 7,6 из 10. Для старта эта оценка весьма высокая», — сообщил статс-секретарь — заместитель министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев, представляя профильному комитету Совета Федерации сводный доклад об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в Российской Федерации в 2021 году.
По мнению замминистра, впоследствии такие показатели должны влиять на оценку работы ведомств-контролеров. В планах Минэкономразвития России также добиться сбора обратной связи по итогам каждого профилактического визита от лица, в отношении которого он проведен.
Всего в 2021 году в России контрольными (надзорными) органами проведено 40,8 тысяч профилактических визитов, за 2022 год — свыше 140 тысяч.
Весной 2022 года ЦСР провёл исследование для представителей российского бизнеса.
Предприниматели отметили, что в ходе профилактического визита инспекторы чаще всего информировали об обязательных требованиях (72%) и объясняли суть каждого из них (63%), 19% опрошенных также получили практические рекомендации.
В большинстве случаев инспекторы сообщили предпринимателю о возможности снижения категории риска для его организации (75%), что позволит компании в будущем избежать проверок.
Бизнесмены привели и некоторые факты, требующие корректировки практики проведения профилактических визитов. Так, в каждом четвёртом случае инспекторы забывали проинформировать контролируемых лиц о рекомендательном характере профилактического визита.
«Мы ставили целью исследования — получить объективные данные о сложившейся практике проведения профилактических визитов, — сообщил вице-президент, руководитель центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности ЦСР Константин Никитин. — Опрос предпринимателей показал, что профилактический визит имеет большой потенциал как механизм профилактики, при этом нужно повышать качество его применения».