Минэк предложил правила для проверки продавцов и товаров на маркетплейсах

Минэкономразвития разработало проект правил проверки продавцов и карточек товаров на цифровых платформах (например, Ozon, Wildberries), узнал Forbes. Правила должны стать подзаконным актом к закону о платформенной экономике. Предполагается, что поставщики товаров и услуг на платформах будут заполнять специальные формы, указывая информацию о себе (для регистрации) и отдельно по товарам, которую цифровые платформы должны будут сверять с соответствующими реестрами

В Минэкономразвития 6 октября прошло совещание с представителями цифровых платформ, на котором обсуждали механизм проверки лиц, которые хотят стать партнерами (продавать товары или оказывать услуги) посреднических цифровых платформ, и карточек товаров. Об этом Forbes сообщил один из участников встречи, в Минэке эту информацию подтвердили. Обязанность проверять партнеров и карточки товаров появится у маркетплейсов с 1 октября 2026 года, согласно принятому в июле 2025 года ​​закону о регулировании платформенной экономики. Проверке подвергнутся все продавцы и товары. 

В подготовленной Минэком концепции порядка проверки, с которой ознакомился Forbes, говорится, что юрлица при регистрации на платформе должны будут предоставить следующую информацию: наименование, ИНН, юридический адрес, контактные и другие данные. А цифровая платформа должна будет проверить, соответствуют ли они тем, что содержатся в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) или Едином государственном реестре юрлиц (ЕГРЮЛ). Сведения об ИП будут также проверяться с использованием ЕСИА или Единого госреестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Физлиц-самозанятых необходимо будет проверять через ЕСИА и Единый госреестр налогоплательщиков. Также предполагается алгоритм для проверки иностранных продавцов — предоставленные ими данные предлагается сверять в том числе с государственным реестром аккредитованных филиалов, представительств иностранных юрлиц. 

Карточки товаров будут проходить процедуры проверки в зависимости от предъявляемых к ним требований: о госрегистрации, сведений о продукции, которая должна сертифицироваться, и о маркировке тех товаров, для которых она необходима. Причем особому контролю подвергнутся биологически активные добавки (БАДы), пестициды и агрохимикаты, медицинские изделия и лекарства.

Представитель вице-премьера — руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко, курирующего работу над законом о платформенной экономике, отметил, что у платформ уже сложилась своя практика проверки информации о партнерах и товарах. «Этот опыт необходимо учесть и разработать действенную схему, которая будет исполнима и не помешает добросовестному бизнесу развиваться, при этом поможет защитить покупателей от недобросовестных продавцов, некачественных товаров и услуг», — сказал он.

Сейчас решается, с одной стороны, какие сведения должны будут предоставлять партнеры-продавцы при регистрации на платформах и о предлагаемых ими товарах, и, с другой стороны — какой функционал должны обеспечить при этом сами платформы, говорит директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин. «Нужно, чтобы проверка велась не вручную, а автоматически, системно, потому что речь идет о проверке десятков и сотен миллионов карточек товаров», — отметил он.

«Было много разговоров о формальных проверках товаров у продавцов. Спросили, и продавец ответил, что все хорошо. У вас все настоящее? Да, у меня все настоящее», — рассказывает Волошин. По его словам, концепция уводит от декларативного формата, переводит к очень точечному, понятному набору действий. «Данные, которые представит продавец, практически сразу будут верифицированы через государственные информационные системы», — подчеркнул он.

Закон о платформенной экономике должен вступить в силу 1 октября 2026 года. Он устанавливает основы взаимоотношений между цифровыми платформами (агрегаторами, маркетплейсами и т.д.), представленными на них продавцами и самозанятыми исполнителями и пользователями. Отдельным постановлением правительства будут установлены критерии, по которым интернет-площадки будут включать в реестр цифровых платформ. Согласно проекту документа, в перечень попадут ресурсы, которые в сутки в среднем посещает более 100 000 уникальных пользователей. При этом у таких платформ должно быть более 10 000 активных партнеров, предлагающих товары или услуги, либо если сумма их сделок через данную платформу за предыдущий год составляет от 50 млрд рублей.

Источник