Число посетителей в торговых центрах (ТЦ) снижается по сравнению с прошлым годом. Люди склонны к сбережению денег, а также покупают многое онлайн, отмечают эксперты.
Оборот розничной торговли в первом полугодии вырос на 11% (до 23,9 трлн руб.) по сравнению с тем же периодом прошлого года, говорится в аналитическом отчете Commonwealth Partnership (CMWP). При этом по итогам полугодия продолжается замедление потребительской активности, отмечает старший директор, руководитель департамента исследований и аналитики CMWP Полина Афанасьева. «Снижение посещаемости ТЦ, рост доли онлайн-торговли и сокращение потребительских трат на фоне сохранения сберегательного поведения населения — ключевые черты, характеризующие отечественный ретейл во втором квартале 2025 года», — говорит эксперт.
Так, посещаемость ТЦ Москвы начиная со второй недели мая ниже, чем годом ранее. Нелинейное, но устойчивое снижение демонстрируют и потребительские траты во всех категориях.
Продолжается переход покупателей из офлайн-ретейла на маркетплейсы. По данным Минпромторга, доля маркетплейсов в общем объеме розничной торговли составила 15% по итогам 2024 года, а к 2030 году можно ожидать роста до 30-35%. Единственной категорией, пока не способной перейти в e-com, остается сфера услуг. Добавляет проблем и погода: на фоне аномально теплой зимы и холодной первой трети лета упали обороты в сегменте fashion, отмечают в CMWP.
Снижение трафика в ТЦ — не критично, если правильно адаптироваться к новому потребительскому поведению, считает директор по маркетингу управляющей компании DG Евгения Бекирова. «В условиях сберегательной модели покупатели реже совершают импульсные покупки, но посещают ТЦ с более конкретными запросами. Это требует от нас, как управленцев, большей концентрации на качестве арендаторов, сервисах и атмосфере», — считает она. Динамика трафика неоднородна, добавляет эксперт. Так, в ТЦ «Зеленопарк» (Зеленоград) есть стабильный поток посетителей за счет высокого процента лояльной аудитории, семьи с детьми продолжают активно посещать развлекательные зоны и участвовать в локальных событиях. Ключевыми драйверами посещаемости торговых центров становятся эмоции, мероприятия, локальные коллаборации и удобство. ТРЦ «ГОРОД Лефортово» (Москва) фокусируется на формате точки притяжения — месте, куда приходят не только за покупками, но и за впечатлениями.
Динамика отличается в зависимости от ТЦ, отмечает гендиректор УК «Аструм Недвижимость», управляющей коммерческой инфраструктурой ГК «Гранель» Сергей Нюхалов. Так, в ТЦ «Аструм-Видное» за первое полугодие было на 10% больше посещений, чем в начале 2024 года. «Это специфика районных торговых центров — люди экономят время на походах за покупками, выбирая небольшие ТЦ шаговой доступности. При этом арендные ставки в Москве не снижаются, а индексируются», — говорит Нюхалов.