2 мая в Ростове прошёл бизнес-форум «Новые возможности», посвящённый поддержке малого и среднего бизнеса.
– Мы можем гордиться результатами развития малого и среднего предпринимательства в нашей области, но говорить, что мы полностью удовлетворены, нельзя. Президент поручил довести долю малого и среднего бизнеса в экономике до сорока процентов. А если мы посмотрим мировую практику, то эта доля составляет и пятьдесят, и шестьдесят процентов, – заявил журналистам на брифинге перед открытием форума заместитель губернатора Юрий Молодченко.
Тому, как растить бизнесменов, учить и поддерживать их на плаву, и были посвящены выступления представителей власти, общественных организаций, бизнес-тренеров и самих успешных предпринимателей.
– Когда в 2013 году мы только запускали систему добровольной сертификации продукции и услуг «Сделано на Дону», в ней были зарегистрированы всего семь участников. Сегодня их 52 – 42 производителя, 10 предприятий общественного питания, – говорит директор департамента потребительского рынка Ирина Теларова.
Для того чтобы получить право маркировать продукцию или услугу знаком «Сделано на Дону», нужно подтвердить соответствие целому ряду требований: к сырью и материалам, к транспортировке и хранению и т. д. Зато для обладателей знака установлены льготы. Так, стоимость микрозаймов для них снижена с 10 до 7% в год с отсрочкой по уплате основного долга на четыре месяца; также они получают оборудование в лизинг на льготных условиях и т. д.
По словам Ирины Теларовой, покупатели проявляют всё больше «потребительского патриотизма», предпочитая товары с маркировкой «Сделано на Дону» аналогичным товарам из других регионов. Так ли это – сказать трудно, поскольку на прямой вопрос: «Выбираете ли вы продукцию донских предприятий?» – большинство жителей Ростовской области, наверное, ответят утвердительно – просто из приличия. В магазине они будут ориентироваться скорее на соотношение «качество – цена».
Ещё одна ниша для развития малого и среднего бизнеса – это туризм, в том числе сельский. Возможности здесь большие, но на деле реализуют их одиночки – на свой страх и риск. А поддержка со стороны государства сводится к разнообразным программам вроде «визуализации бренда Ростовской области». «Комбинированный знак, состоящий из лаконичного символа в виде коня и словосочетания «Вольный Дон»» недавно презентовали на XXI международном фестивале туризма «Мир без границ». Но заманит ли лаконичный конь в Ростовскую область туристов из других регионов и стран?
«Нужно признать туризм экономикой», – призвал ведущий. Так вроде бы давно уже признали – и в России, и во всём мире. Но подготовка к чемпионату мира по футболу в пожарном режиме наглядно показывает, насколько мы в состоянии справиться с наплывом туристов – буде таковой случится.
Фонд «Наше будущее» помогает бизнесу, но не всякому, а только социально ориентированному.
– Проблема в том, что не все социальные предприниматели знают, что они относятся к этой категории, – говорит региональный эксперт фонда Ирина Гусева. – Наша задача – найти их и поддержать.
Кстати, по словам Ирины Гусевой, бизнесмены сами могут задать себе вопрос: «Решает ли моё предприятие какую-либо социальную проблему?» И в случае утвердительного ответа – зарегистрироваться на сайте фонда.
Социально ориентированный бизнес обычно не приносит больших доходов. А налоги платит такие же, как и все остальные. Поэтому задача фонда – дать им то, в чём больше всего нуждается любой предприниматель – деньги и информацию:
– Фонд уже больше десяти лет проводит конкурс «Социальный предприниматель». Победитель получает беспроцентный заём в размере до 10 млн рублей сроком на десять лет.
Информацию подопечные фонда получают на бесплатных семинарах и школах в Лаборатории социального предпринимательства, созданной в рамках фонда.
– Мы стараемся знакомить предпринимателей между собой, – продолжает Ирина Гусева. – Для этого мы проводим ежегодные всероссийские слёты. Тема последнего слёта, который прошёл на днях в Москве, – производство и сбыт. Ростовскую область представляло экологическое хозяйство «Био-хутор Петровский» – они первые в Ростовской области получили экологический сертификат соответствия.
Учиться грамотному ведению бизнеса сейчас можно чуть ли не в любом вузе – везде открылись школы, факультеты, бизнес-инкубаторы и т. д. Недавно факультет бизнеса с поэтическим названием «Капитаны» появился даже в Южном федеральном университете.
– Наши студенты не только получают теоретические знания, но и ведут свои бизнес-проекты уже с первого курса, – говорит представитель факультета Марина Шустова. Поступить на факультет непросто: нужно не только успешно сдать ЕГЭ, но и пройти отборочный лагерь.
– Сколько стоит обучение бизнесу? – спросили из зала, обращаясь ко всем руководителям бизнес-школ и факультетов.
Ответила только Марина Шустова:
– 150 тысяч рублей в год, Но пока что эту сумму платит – полностью или частично – благотворительный фонд поддержки образовательных программ «Капитаны».
Остальные руководители от прямого ответа ушли, объяснив, что «всё индивидуально», «зависит от обстоятельств» и т. д.
– У нас в Институте бизнеса и права есть такое правило: учишься на отлично – ничего не платишь, – заявил директор Международной школы бизнеса Южного университета (ИУБиП) Александр Амахин. И привёл в пример свою дочь-выпускницу, отличной учёбой заслужившую право на бесплатное образование.
А разве кто-то ещё сомневался, что дети российских начальников всех уровней наделены особым умом и выдающимися талантами?
Источник: Анна КОЛОБОВА , www.krestianin.ru