О росте индекса настроений малого и среднего бизнеса, применяемых стимулах, влиянии макроэкономических показателей на развитие МСБ и доступ к госзакупкам рассказал в интервью «Вести. Экономика» Александр Калинин, президент общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ».
— Индекс доверия частных российских компаний экономики России вырос на 18%. Оптимизм растет и не очень коррелируется с реальными данными по экономике, рецессия продолжается 8-й квартал подряд, это многовато. С чем связан этот оптимизм, как вы можете это объяснить?
— «Опора России» ведет тоже свой индекс, он называется RSBI-индекс: то, «как себя чувствует малый, средний бизнес», — это индекс настроений. Вы видите, что у нас настроения в малом бизнесе обозначены на диаграмме латинской буквой W. Было два падения настроения малого, среднего бизнеса, сначала в конце 14-го года, потом снижение было в конце 15-го года. А последний III квартал 2016 года оптимизм малого, среднего бизнеса растет. Прежде всего рост мы видим в таких показателях, как кадры. Наши замеры говорят о том, что малый, средний бизнес стал принимать на работу сотрудников после сокращения, которые прошли в 14-15-м году и стали увеличивать зарплату. Показатели индекс по кадрам давно уже свыше 50 пунктов.
Очень близко к этому значению подошел объем продаж — это 49,5 пункта. Мы действительно говорим о том, что объемы продаж у большинства компаний в малом, среднем бизнесе вернулись как минимум на уровень 2014-го года. За исключением это общая тенденция в торговле.
Если говорить об индексе запасов, то достаточно сформированы запасы в данное время на складах, но что нас тревожит — это готовность к инвестициям. Ситуация сложилась следующая, что вроде бы в экономике есть сейчас и деньги, бизнес ждет уже экономического роста, но пока он не готов инвестировать. И парадокс заключается в том, что пока бизнес не начнет инвестировать в собственные технологии, новые какие-то продукты, то и экономического роста не будет.
Нужны определенные дополнительные стимулы, для того чтобы люди поверили и начали расширять свои бизнес и производства.
— Что это могут быть за стимулы? От кого они должны исходить эти стимулы? Каким образом сигнал от государства все-таки должен быть услышан предпринимательским сообществом? Помощь должна выражаться в финансовой поддержке или улучшением условий банков?
— Достаточно знаковое событие было решение Центрального банка и корпорации малого и среднего бизнеса и ведущих российских банков. В начале октября, вы знаете, сначала по программе «6,5» госкорпорация объявила о том, что кредиты свыше 10 миллионов теперь подходят под эту программу, и в семи направлениях деятельности достаточно больших, там и производство, и строительство, и сельское хозяйство, теперь малый и средний бизнес может получать кредиты под 10,6%.
Затем последовал Сбербанк. Он достаточно резко снизил ставки по своим кредитам для малого бизнеса, затем «ВТБ 24» сделал то же самое. «Промсвязьбанк» сделал то же самое. Мы видим, что ситуация с доступностью к деньгам, мы увидим эти цифры, конечно, в январе, но она существенным образом сейчас улучшается. Но помимо того, что нужны деньги, нужны еще рынки сбыта.
По рынкам сбыта достаточно были приняты неплохие решения. С 1 января правительство дает преференцию на 15% по цене. Согласно принятого постановления, что если цены российских производителей даже выше, но не более 15%, то при закупках госкорпораций они могут, тем не менее, победить в тендере. Это хороший стимул для отечественного производителя, это шаг навстречу.
Есть еще один момент: Президиум Государственного Совета, который прошел в Ярославле буквально в субботу, я там присутствовал и даже выступал, это можно посмотреть на сайте «Кремль.ru» полный текст выступления. На заседании речь шла о том, что тревожит то, что инвестиционный климат в стране, который мониторит Агентство стратегических инициатив (АСИ), он очень разный. В России появились 20 регионов лидеров, где, в принципе, инвестиционный климат неплохой. Это,естественно, Татарстан, Белгородская, Калужская, Тульская, Тюменская область прежде всего. Вот я пятерку лидеров назвал. И еще ряд регионов.
Тем не менее есть достаточно большое количество регионов, где одни и те же процедуры. Допустим, выдача разрешений на строительство или подключение к газу, или подключение к теплу, к воде. Или постановка на кадастровый учет. Они в разы отличаются, в разы. И вот это беспокоит.
Если такая ситуация будет сохраняться — и это беспокоит и президента, и были приняты соответствующие решения, — то бизнес начнет переезжать потихоньку в те регионы, где хорошие бизнес-процессы. Ну, к примеру, как мы сейчас видим Москву. Очень много бизнеса переводится.
— Как вы оцениваете ситуацию со спросом внутри экономики? Потому что задача снизить инфляцию, она очень похвальная, но одно из последних интервью министра экономического развития, где самым любопытным моментом было высказывание относительно важности влияния инфляции на бизнес. Вы, как представитель малого и среднего бизнеса, как считаете, бизнесу важно, чтобы инфляция была очень низкой? Или важно, чтобы она была стабильной, о чем говорит министр экономического развития? Нужно ли за счет спроса так резко пытаться снижать уровень инфляции, тем самым убивая этот спрос?
— В экономике важно, чтобы не было резких перепадов. Потому что, когда ты планируешь свои бизнес-процессы, какой оборот будет у компании, уровень зарплаты, налогов и так далее, то, естественно, это закладывается на год, на два, на три вперед. И когда наступают очень резкие перепады, вот это очень опасно.
Поэтому уровень инфляции, во-первых, его нужно понижать постепенно. Во-вторых, уровень инфляции для каждой экономики свой. Потому что очень много определяют издержки.
Я считаю, что направление, которое озвучил Центробанк, что ниже уровня 4% инфляцию не нужно добиваться. Это правильный посыл. На сегодня, насколько я знаю, инфляция находится в районе 6-7%, в принципе, такой показатель устраивает всех на сегодняшний день.
— Вы считаете это уже комфортный показатель?
— Да, это комфортная цифра. И что еще важно. Если денежно-кредитная политика достаточно жесткая, то, наверное, бюджетная политика, она не должна быть такой же жесткой. Например, сегодня существует дефицит бюджета порядка 5%, и то, что этот уровень заложили примерно на 3 года, это тоже правильный подход. Не нужно добиваться, мне кажется, дефицита бюджета там 1% или 2%. Вот уровень 4% дефицита бюджета — это достаточно комфортный для экономики показатель.
Если значительно сокращать расходы бюджета, то в итоге мы увидим непостроенные дороги, школы, больницы. А это все спрос для экономики. В настоящее время государственный сектор занимает больше гораздо, чем 30% денег, ряд компаний, бюджеты, то для многих бизнесменов сегодня доступ к государственным закупкам — это вопрос жизни и смерти.
— Согласно данных госкорпорации малого и среднего предпринимательства объем закупок у малого бизнеса к концу 16-го года должен превысить 1,5 триллиона рублей, оборот этого сектора уже сейчас составляет где-то 1 триллион рублей. Как можно оценить данные показатели?
— Да, это большая цифра, конечно. Мы говорим о том, что в лучшие годы объем государственной программы по малому бизнесу был 20 миллиардов рублей. Сейчас он 12 миллиардов рублей. Дистанция, как у нас говорили классики, огромного размера. Это хорошие деньги. Самое главное, что корпорация не собирается останавливаться на достигнутом уровне. Новые компании с нового года подключатся к программе. Я думаю, что мы можем выйти в следующем году и на объем мониторинговых закупок порядка 5 триллионов рублей для малого, среднего бизнеса.
— Вот это неплохо.
— Это французский опыт. Мы это не придумали. Я имею в виду «Опора России» давно это предлагала. Например, во Франции подобное квотирование закупок госкомпании ведется давно. Посмотрите, какого результата они достигли, насколько высокотехнологичный французский малый бизнес. Я считаю, что если мы шаг за шагом будем этим заниматься, то российская технологичность нашего бизнеса очень быстро поднимется на высокий уровень. Люди хотят работать, на самом деле. Хотят создавать, быть полезными для своей страны. Когда государство гарантирует им рынок сбыта в своей стране, то это, конечно, 2-3 года и мы увидим уже другие технологии в малом бизнесе.
— Существует мнение, что увеличение квот в системе госзакупок для малого и среднего бизнеса может привести к определенным перегибам со стороны больших госкорпораций. Считается, что компании малого и среднего бизнеса будут в определенной мере аффилированы с большой госкорпорацией? Как вы на это смотрите?
— В настоящее время ведется большая работа по поручению Игоря Ивановича Шувалова. Такая проблема существует. Дело в том, что будет существенно сокращено количество электронных площадок, на которых могут работать госкомпании. Сейчас обсуждается, что количество площадок составит 10-15 штук, но точно ни 100 с лишним, как сейчас.
Соответственно, поскольку эти площадки будут сведены к лучшим практикам, они будут мониториться, следовательно, аффилированные компании будут гораздо труднее заводить. Дополнительно заработал реестр малого и среднего бизнеса. Теперь нельзя завести «дочку», «внучку», например, «Газпрома», и сказать, что это малый бизнес.
— И чтобы никто не нашел эту связь.
— Существует проблема в том, что квотирование закупок на многие товары не распространяется. Достаточно большой объем закупок, больше половины, он идет у единственного поставщика, соответственно расширение круга закупок это тот вопрос, которым «Опора России» намерена заняться в следующем году. В настоящее время мы это все анализируем, и определенные цифры мы представим руководству страны, и в Администрацию президента, и в Правительство Российской Федерации.
— Вам не нравится формулировка «единственный поставщик». Как это формулировка мешает делу?
— Нет. Мы считаем, что чем больше конкурентное поле, тем выше качество продукции, и, с другой стороны, и госкорпорации на этом серьезные деньги экономят.
Например, недавно был форум поставщиков «РусГидро», и новое руководство «РусГидро» рассказывало, что только за год конкурентной работы с поставщиками смогли сэкономить на закупках порядка 9 миллиардов рублей. Это серьезные деньги.
— Как вы относитесь к появлению новых площадок, пусть и связанных с государством, или надо использовать опыт тех, кто уже давно в этом бизнесе?
— Мне кажется, нужно использовать опыт профессионалов. К примеру, у Сбербанка отличная площадка, у Татарстана, у «РТС-тендер» великолепная площадка. Люди занимаются этим многие годы. Они суперпрофи. Я общался с коллегами, и именно они должны создать конкурентное поле на площадках. Я считаю, она не должна быть, конечно, одна. Это, как минимум по нашему опыту, конкуренция начинается с 7-10 контрагентов.
Подробнее: http://www.vestifinance.ru/articles/77633