Креативные индустрии стали системным драйвером для экономики России

Модная индустрия сегодня занимает 7% креативной экономики, что составляет около 1% ВВП. Эти данные привела генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева на встрече с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко и представителями легкой промышленности и креативных индустрий. Мероприятие прошло в Санкт-Петербурге в рамках IV Международного форума «Содружество моды» и было посвящено роли творческих компетенций в трансформации легкой промышленности России.

В своем выступлении Светлана Чупшева обозначила креативные индустрии как «системный драйвер модернизации экономики», подчеркнув стратегическую важность дизайна как ключевой компетенции, повышающей добавленную стоимость продукции. Глава АСИ привела данные о динамике российского рынка, согласно которым оборот топ-500 компаний в 2024 году достиг 826 млрд рублей, а экспортный потенциал отечественной модной индустрии к 2030 году может вырасти до $4,36 млрд.

«Сегодня каждый регион представляет свой уникальный культурный код, свое прочтение истории и идентичности. Именно из этой почвы вырастают сильные бренды, и в этом заключается особая ценность российской индустрии. Мы видим потенциал в нескольких стратегических направлениях. Первое — это нишевые бренды с ярким дизайнерским почерком, тесно связанные с культурной средой, их породившей. Второе — интеллектуальная мода: функциональная одежда для экстремальных погодных условий, специальная форма, включая военную, и спортивная экипировка, где критически важны качество материалов и технологий. В этом вопросе географическое происхождение становится фактором доверия и конкурентоспособности», — отметила Чупшева.

Приветствуя участников встречи, председатель Совета Федерации, председатель Совета МПА СНГ Валентина Матвиенко отметила, что Санкт-Петербург в эти дни вновь обрёл статус столицы мировой моды. 

«В этом году Форум «Содружество моды» вышел не только за пределы СНГ, но и за границы Евразии. Мир моды становится по-настоящему многополярным. Как уже отмечалось на полях Форума, монополия западных брендов уходит в прошлое. Это очевидно. А для дизайнеров, предприятий из стран СНГ, Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, наоборот, открываются новые возможности. И в этих условиях вам, представителям отрасли лёгкой и текстильной промышленности, моды, креативных индустрий, безусловно, полезно общаться, обмениваться идеями, опытом, новыми подходами», — сказала председатель СФ.

Темой встречи, в которой приняли участие парламентарии, представители профильных министерств, отраслевых союзов и компаний, научного и экспертного сообщества России и стран СНГ, стало развитие экономики через легкую промышленность и креативные индустрии.

Председатель Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров лёгкой промышленности («Беллегпром») Надежда Лазаревич рассказала об актуальных аспектах взаимодействия и координации в лёгкой промышленности. Первый заместитель Министра сельского хозяйства страны Елена Фастова сделала акцент на потенциале развития производства сырья шерсти в России. Заместитель Министра промышленности и торговли России Иван Куликов проинформировал о мерах поддержки отрасли. Председатель Центральноазиатского Союза Дизайнеров (Республика Узбекистан) Камола Гулямова рассказала о достижениях по итогам прошлого Форума. Генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина выступила на тему «О моде и лёгкой промышленности как драйвере экспорта национального культурного продукта».

Итогом участия АСИ в форуме стало подписание двух соглашений, направленных на институциональное развитие креативной экономики в рамках Содружества Независимых Государств.

Первый документ —  трехстороннее соглашение между АСИ, Комиссией Совета Федерации по развитию креативных индустрий и народных художественных промыслов в России и Секретариатом Совета Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (МПА СНГ). Документ закрепляет основные направления сотрудничества: разработку совместных проектов и программ, направленных на развитие креативной экономики и экспорта, обмен аналитикой, организацию международных мероприятий. В их числе — проведение форума «Содружество моды».

Второе, двустороннее соглашение между АСИ и Секретариатом Совета МПА СНГ, имеет конкретную законодательную и исследовательскую направленность. В его рамках стороны договорились о сотрудничестве в разработке типовых (модельных) законодательных актов для стран СНГ, содействии формированию общих подходов к регулированию креативной экономики, а также обмене лучшими практиками, включая реализацию разработанного АСИ Регионального стандарта креативных индустрий.

Документы закладывают правовую и организационную основу для долгосрочного сотрудничества, направленного на унификацию законодательства и развитие экспорта креативных продуктов и услуг на пространстве СНГ.

Источник