Количество заявок на регистрацию региональных брендов выросло почти на 20%

В первом полугодии в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) поступило 49 заявок на регистрацию новых и предоставление исключительного права на уже зарегистрированные региональные бренды. Это почти на 20% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Больше всего заявок подано в отношении продуктов питания и сельхозпродукции, а также изделий народных художественных промыслов.

«У каждого региона есть своя уникальная культура и географическая специфика, и эти особенности следует активно использовать для формирования его благоприятного образа. Создание региональных брендов на основе географических указаний и наименований мест происхождения товаров — это не просто ключевой инструмент для повышения узнаваемости региона, его экономического роста и социального прогресса, но и шанс для местных властей и предпринимателей познакомить широкую аудиторию с традиционными ремеслами и продукцией, произведенной в регионе», — отметил первый заместитель министра экономического развития России Максим Колесников. Он также добавил, что такие бренды должны способствовать развитию локального производства и поддержке местных товаропроизводителей.

«Региональные бренды принадлежат региону, в котором производятся, поэтому один и тот же продукт под одним брендом могут производить несколько разных предприятий или компаний. Главными условиями здесь являются соответствие производства необходимым требованиям и прописка предприятия в данном регионе. Это дает регионам возможность экономического развития. В результате производители увереннее выходят на рынок, сохраняют традиционные способы производства и расширяют его, а в регионе создаются новые рабочие места», — сообщил руководитель Роспатента Юрий Зубов.

В первые шесть месяцев 2025 года в Роспатент поступило 49 заявок на регистрацию и предоставление права использования региональных брендов, в том числе одна из-за рубежа. Причем 32 заявки относятся к географическому указанию (ГУ), а 17 — к наименованию места происхождения товара (НМПТ).

Если производство полностью находится в регионе и товар имеет особые свойства, то речь идет о наименовании места происхождения товара. Если же с определенным регионом или местом его связывает репутация, а часть производства находится за пределами региона, тогда это географическое указание.

В 2025 году больше всего заявок поступило в отношении товаров в категории «Продукты питания и сельскохозяйственная продукция» — 19. В категории «Народные художественные промыслы» — 12 заявок, «Минеральная вода» — девять, «Алкогольная продукция» — три, «Прочие товары» — пять.

Среди регионов больше всего заявок в текущем году подал Ставропольский край — семь. Он же лидирует в заявительской активности за последние пять лет: с 2020 года жители Ставрополья подали 73 заявки на регистрацию и/или предоставление исключительного права на ГУ или НМПТ.

За первые шесть месяцев 2025 года в Роспатенте зарегистрировано 14 новых региональных брендов, таких как «Плешковская игрушка» (Орловская область), «Башкирский палас» (Республика Башкирия), «Декоративный камень симбирцит» (Ульяновская область), «Печорский печатный пряник» (Псковская область).

Источник